Рецензия на фильм "Дуэлянт": Великолепный паноптикум мерзоты

Отчет
Автор: Федор Дроздов Городской журналист
Дата: 
29 сентября 2016
Время: 
16:00
Адрес:
Кинотеатры Нижнего Новгорода

Очень атмосферное кино. Петербург накануне отмены крепостного права передан большими жирными мазками. Грязь под ногами хлюпает, сырость покрывает облезлые стены. Позолота — и та тусклая. Город красив и непригляден одновременно. Отдельные реверансы оператору. Взгляд камеры сверху и снизу, игра света и тени производят великолепное впечатление, дополняя атмосферу мокрого и грязного города. 

Таковы же и персонажи фильма. Великолепный паноптикум мерзоты. В кого ни плюнь — так подонок или сволочь, один другого хуже. Пара второстепенных положительных персонажей лишь оттеняют общую картину. Но даже здесь особняком стоит герой Владимира Машкова, граф Беклемишев. Как писал Салтыков-Щедрин, «Взгляни на первую лужу — и в ней найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет». Это прямо про него. Мерзавец из мерзацев, возвышающийся над толпой негодяев рангом пожиже. Даже главная героиня — Марфа Тучкова (актриса Юлия Хлынина) — кажется, введена в фильм для того, чтобы доказать старую истину: женщины любят именно плохишей. 

Впрочем, главный герой кино — Яковлев — в исполнении Петра Федорова, несмотря на то, что как бы олицетворяет сторону положительную, тоже тот еще мерзавец. Преследуя личные цели, способен валить людей налево и направо, пользуясь убеждением, что убивает он только плохишей и якобы имеющемся у него приобретенным даром. Чем-то напоминает Эраста Фандорина, который никогда не проигрывал. А этот не промахивается. 

Яковлев — персонаж, конечно, художественный и собирательный, но как минимум один из его прообразов вычисляется быстро. Это Федор Толстой по прозвищу Американец, известный в первой половине 19 века русский бретёр и картежник. Повторяя его жизненный путь, Яковлев попадает на Алеутские острова (отсюда и прозвище) и возвращается оттуда, покрытый татуировками. Один из диалогов — между Яковлевым и Тучковым за картами — почти слово в слово взят из записок об Американце (правда, реальная историческая ситуация имела много более оптимистичный исход, чем в картине). У каждого из них — Яковлева и Толстого — есть свой скелет в шкафу: Яковлев пытается вернуть утраченную честь, Толстой же платил за старые грехи: «Его семейная жизнь складывалась трагично: дети умирали в младенчестве. Толстой твердо уверовал, что Бог наказывает его за грехи молодости... Тогда Федор Иванович завел синодик, в котором выписал имена убитых им на дуэлях. После смерти каждого из одиннадцати детей вычеркивал имя очередного убитого и сбоку писал: квит. Полностью заплатив дань Всевышнему, сказал: - Слава Богу хоть мой цыганенок будет жить. И действительно двенадцатый ребенок - Сара дожила до глубокой старости». При всем трагизме истории Американца он все же больше запомнился современникам не как убийца-дуэлянт, а как бесшабашный гуляка, пьяница и картежник, с чувством юмора и широкой душой. Яковлев не таков. Он весь темен. Воплощенный негатив. Каждая часть его — боль или смерть. Создатели фильма позаимствовали у Американца фрагменты биографии, но не самого Американца. Кто еще из русских дуэлянтов стал частью собирательного образа Яковлева, пока выяснить не удалось — надо пересмотреть кино повнимательнее. 

Фильм вообще сделан с уважением к историческим деталям. Авторы неплохо проштудировали русскую дуэльную традицию 19 века. Монологи Яковлева, где перечисляются условия предстоящих поединков — не работа сценаристов, а условия настоящих русских дуэлей, состоявшихся в 19 веке. Выражение «репка» в связи с раной в живот — из знаменитой четверной дуэли Завадовского и Шереметева. Оружие безупречно. Насчет костюмов и экипажей я не специалист, но, думаю, здесь тоже придраться особо не к чему. Конечно, допущено некоторое смешение эпох: к 1860 году дуэли в России уже переживали упадок, а цитаты из дуэльного кодекса, идущие титрами в начале картины, относятся к кодексу, изданному только при императоре Александре III. Но для художественного произведения такое вполне допустимо. Лишь в сцене финального поединка нарушены практически все писаные и неписаные правила дуэли: на неодинаковом оружии, в присутствии кучи свидетелей, без секундантов... Должно быть, это все подчеркивает трагизм момента. 

Единственное, что в картине откровенно разочаровало — это финал. Банален донельзя. «Дракон умирает, убитый копьем, царевна идет под венец». Ожидалось что-то неожиданное или просто трагичное, но никак не такое. Может, режиссерский замысел и заключался в том, что все будут ждать чего угодно, но не столь банального исхода, и потому такой вариант развития событий окажется неожиданным. Но не прокатило. 

В любом случае, общее впечатление от фильма — положительное. Четыре с плюсом по пятибалльной шкале. Если для вас процесс важнее финала, посмотрите обязательно, не пожалеете.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Еще события в этот деньПерейти в раздел

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Другие события автора: Федор Дроздов

Последние новостиПерейти в раздел

Светлана Овчинникова удостоена почетного звания "Заслуженный учитель РФ"
23.03.2017
Полпред президента вручил государственные награды 17 жителям...
Организаторы «Евровидения» предложили Самойловой выступить по видеосвязи
23.03.2017
Подобных случаев за все 60 лет проведения конкурса ещё не было

Городские жалобыПерейти в раздел