Нижегородка Марина Гогуа диктует моду в мировой художественной гимнастике

Дизайнер, изготовившая 30 костюмов к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, рассказала о пути к успеху
Автор: Нечай Инна Владимировна Городской журналист

Мало кто знает, что комбинезоны для нашей блистательной сборной, гимнастические купальники для команд из Японии и Испании, наряды для спортсменок из Грузии и США шьет один модельер. Марина Гогуа, бежавшая 24 года назад в Нижний Новгород из объятой войной Абхазии, стала брендом столицы Приволжья. "Марина Гогуа" значит «Сделано в Нижнем Новгороде. Сделано в России». И сделано талантливо и неповторимо. После бразильской Олимпиады в скромной мастерской Марины (это обычная двухкомнатная квартира) на несколько дней остановилась работа. Журналисты, интервью, вспышки телекамер… Модельер не стремится к славе и сторонится публичности, на вопросы обычно отвечает сдержанно. Но иногда делает исключение. «Открытому Нижнему» Марина Гогуа приоткрыла завесу личных тайн и драм и рассказала об удивительной, нелегкой, но счастливой судьбе.

- Марина, я всегда поражаюсь, когда вижу, что такие самородки, как вы, живут скромно и неприметно.

- Наверное, это моя черта. Меня в жизни уже ничего не удивляет. Ни богатство, ни бедность. Я многое пережила и понимаю, что самое главное - оставаться порядочным человеком. В принципе я могу позволить себе роскошный офис, но мне и здесь комфортно.

- Почитав ваш микроблог, я увидела, что вы человек с богатым внутренним миром. В вас живут любовь и доброта. Это чувствуется из обращений к семье,  к земле, где вы родились и выросли, несмотря на трагические события, которые там пришлось пережить; к Нижнему Новгороду, который стал вашей второй Родиной, где вы по-настоящему раскрылись. Про Нижний у вас написано: «Мой любимый город! ...город, где свет и надежда! Спасибо тебе за все! Только мы с тобой знаем...»

- Я очень благодарна Богу, если у кого-то возникают такие ассоциации, значит, прожитые мной годы прошли не зря. Я очень бы хотела так жить, как вы говорите. Если мне это удалось, я счастливый человек.

- Простите, что коснусь больной для вас темы. Я про Абхазию. Это ваша малая родина, хотя вы грузинка. Я открыла и даже полюбила эту страну через книги Фазиля Искандера. Он говорит, что абхазская земля очень богатая, щедрая и многонациональная. Испокон веков там, помимо абхазов, жили грузины, греки, армяне… Писатель пишет про многоголосье народов и сравнивает его с птичьим щебетом. Что же тогда становится почвой для национальных конфликтов и этнической вражды?

- Я в политике не очень разбираюсь. С моей позиции все люди одинаковые, не имеет значения, какой они национальности. К сожалению, я поняла, что народ (я себя не отделяю) не очень мудрый. Я полгода находилась в Сухуми (в наст. время Сухум. - Прим. авт.) во время войны, когда город бомбили. Может быть, беда в том, что мы очень доверчивы и верим политикам. Они говорят нам: «Вот эти народы желтые, красные, белые. А вы - голубые».  Народ в это верит и получает ужас. Зачем мы выбираем политиков? Чтобы был мир, достаток, чтобы дети не знали, что такое война. Ужасно, что мой маленький четырехлетний сын видел, как бомбили Сухуми, как мы бежали. Сейчас он взрослый, плохо все помнит, но такое не проходит бесследно. Я очень хочу, чтобы политики не сталкивали людей друг с другом, а вселяли в них больше доброты и доверия. Абхазия - очень гостеприимная страна, где живет много народов. Почему нельзя нам было всем вместе там жить? 

- Боль от пережитого у вас осталась до сих пор. Нашли ли вы в себе силы съездить на свою родину?

- Нет. Пребывание там грузин до сих пор нежелательно, поэтому наведываться туда еще рано. Но я верю, что когда-нибудь люди обязательно вернутся к своим очагам. Потому что не зря много-много лет там жили мои прапрадеды. Что касается того, поеду ли туда я... Это очень больно… Когда я была маленькой девочкой, мама научила меня молиться. И я каждый раз молилась не только за папу, за маму, за брата, но и за мой дом. Наверное, что-то чувствовала. В том доме мы были счастливы. И он стоит до сих пор, только внутри дерево выросло до второго этажа.  Наверное, я не хочу это видеть.  Я обожаю этот дом, но не хочу видеть.

- Как получилось, что вы оказались именно на нижегородской земле?

- Нам было все равно, куда бежать, лишь бы спасти себя. В Нижнем Новгороде в строительном институте учился мой брат. Он сказал: «Приезжайте, разделим хлеб пополам!»

- Это было в 1992 году? Сколько вам тогда было лет?

- Двадцать шесть.

- Ваши родители покоятся здесь?

- Они предпочли Грузию, так как были уже в том возрасте, когда очень трудно передвигаться. Мой папа очень надеялся, что мы все когда-нибудь вернемся в Сухуми. Он так и умер в этой мечте. Я очень часто ему говорила: «Папа, ну зачем? Мы купили вам дом, и ты уже не беженец. А там нет твоего дома. Ты зайдешь, а в нем дерево растет». «Ну и что, - отвечал отец. - Под деревом буду жить, а туда вернусь». Это очень больно, когда так отрывают. Мы были молоды, нам было легче начать все сначала. Мои родители построили хороший добротный дом, разбили необычный сад и создали настоящий райский уголок. Когда к нам домой приходили гости (по 15 и 20 человек), никто не бежал в магазин, у нас было абсолютно все, хозяйство обеспечивало полностью. Потерять все, что было создано своим трудом, и заново где-то жить… Для родителей эта потеря оказалась невосполнимой.

- В Нижнем живет ваша семья.  Это вы, ваш муж и двое детей?

- Да, дочка здесь родилась, она нижегородка.

- Красивая.

- Дай Бог, чтобы еще счастливая была.

- Вы по образованию реставратор памятников. А пришлось вам по этой специальности поработать?

- Это не мое. Почему я не стала реставратором? Потому что не умею перерисовывать, копировать. Это такая скука, это так неинтересно. Я каждый раз хочу сделать что-то новое.

- Творчество привлекало вас с самого детства?

- Я бесконечно рисовала, писала, резала… Творила, как мне казалось, волшебство. Я даже не играла со своими сверстниками. У меня был другой мир. Когда я показывала свои произведения детям, они недоуменно пожимали плечами. Они никогда меня не понимали. И я опять возвращалась в свою волшебную комнату. Какое это было счастье! Сейчас вспоминаю, и у меня мурашки по телу. Я писала сценарий, потом его иллюстрировала, потом под иллюстрации придумывала стихи. Я резала у мамы все, что было красивое.

- Ваши родители были людьми, что называется, от земли, а вы  такая воздушная? Они вас понимали?

- Папа и мама подарили мне самое счастливое детство.

- То есть они не препятствовали развитию ваших творческих способностей? В своем доме всегда много работы, которой могли вас загрузить.

- Очень часто, когда я допоздна читала или что-то делала, папа ругался. У меня были слабые глаза, поэтому папа старался, чтобы я ночью их не напрягала. Он в моей комнате все время лампочки выворачивал и уносил с собой, потому что у меня зрение падало и падало, а родители очень переживали из-за этого. Но ограничения распространялись только на ночь. У меня были необыкновенно добрые родители. Мне очень жалко, что вместе с домом я потеряла мои рукописи и рисунки. У меня нет даже фотографий детства и молодости.

- Совсем ничего не забрали?

- Нет. Просто бежали и все. Вы знаете, я бы берегла свои работы, потому что так счастлива, как во время детства, я не была никогда. Конечно, я и сегодня счастлива. У меня есть дети, друзья, семья, любимая работа. Но это совсем другое. Я очень далеко ходила в школу, пешком четыре километра. За это расстояние я могла придумать сценарий. И мне казалось, что дорога до школы пролетела за пять минут. Я все время думала, как приду домой, сделаю уроки и начну сочинять или рисовать.

- Ваша карьера модельера началась случайно. Вы увидели объявление о вакансии в ателье по пошиву бальных платьев, и вас приняли туда работать. Как вы считаете, если бы не этот жизненный эпизод, вы бы раскрылись?

- Я почему-то верю, что в нашей жизни случайностей не бывает. Если нам суждено завтра с каким-то человеком встретиться, это в любом случае произойдет. В награждение за что-то Бог мне послал эту работу. Я беру карандаш, и руки сами рисуют. И в какой-то миг рождается новая идея. Я не думаю о ней вообще. Все происходит спонтанно. Я просто исполнительница, все идет свыше.

- Откуда пришло гимнастическое направление?

- Меня приняли на работу в ателье без документов, без ничего. Понравились мои наброски. Я благодарна, что меня приняли на работу, оценили, но есть неприятность, которую я не могу забыть. Когда я работала в ателье, то отдавала все силы и была счастлива оттого, что, наконец, нашла свое дело. И в это время я забеременела. Меня вызывает начальник и говорит: «Марина, тебе тяжело, ты беременна. Может быть, тебе не надо ребенка, у тебя же есть один? Вы такие бедные. Зачем еще рожать? Сделай аборт!».  Я отказалась, и этот человек, смотря мне в глаза, попросил написать заявление об уходе. Я вышла в мастерскую и сказала девочкам: «Я  должна уйти или убить своего ребенка». Леночка (она до сих пор со мной работает) побежала в кабинет  к директору со словами:  «У вас бриллиант без оправы работает, а вы ее выгоняете!». Лену тоже уволили. Я вышла тогда на улицу и подумала: «Опять какой-то конец света». И я помню, как села в трамвай, но не помню, как сделала по городу кругов пять. А ведь это было начало новой, лучшей жизни. Оказалось, что обо мне в городе уже узнали, и многие хотели со мной сотрудничать. Работа сама находила меня! И красавица дочь выросла. А ателье после моего ухода просуществовало всего три месяца.

- Вы выполняли частные заказы, а потом открыли собственное дело?

- В это время открывался новый специализированный  магазин «ЭстоНН», и меня туда пригласили сотрудничать.

- Как вы познакомились с выдающимся российским тренером и президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики  Ириной Винер?

- В магазине много разных людей ткань покупали. И циркачи, и гимнасты, и певцы. Ко мне приходили из бальных танцев, фигурного катания и из художественной гимнастики тоже. И тогда еще молодая Татьяна Сергаева, главный тренер российской сборной по художественной гимнастике, очень талантливый человек, искала художников. Именно она  открыла мне путь в художественную гимнастику. Тогда в числе девочек, которых она тренировала, была Елена Посевина, олимпийская чемпионка, маленькая красивая девочка. И Татьяна меня учила, какой должен быть костюм у гимнастки и каковы его каноны. Тогда мода в этом виде спорта была немного иная, в костюмах превалировали народные мотивы и вышитые блестки. А мы решили продвигать свой стиль. Лену одели совсем по-другому, и она поразила всех. Ирина Винер заметила, какие костюмы делаются в Нижнем Новгороде, и пригласила меня в Москву. Как раз в это время надо было шить костюм к чемпионату мира для Алины Кабаевой. Все сложилось, и мы до сих пор сотрудничаем.

- Я просмотрела много фотографий ваших костюмов, все они разные, но единый стиль присутствует. Это эффектность, изобилие красок, сверкающие стразы, абстракция. Но я не специалист. Назовите качества, присущие Марине Гогуа-стилисту?

- Изысканность. Как бы много ни было стразов и абстракции, я очень люблю изысканность, выдержанность. Я не делаю аляповатые костюмы.  Некоторые люди, зная мое творчество, называют мои костюмы культурными.  Этим я узнаваема.

- Ирина Винер всегда утверждает ваши работы? Разногласий не возникает?

- Ирина Александровна не только гениальный тренер, у нее необыкновенный вкус. Она ценит новое и все время просит меня не повторяться. Да, у меня много фантазии, но когда ее направляет в правильное русло такой человек, это только помогает.

- На конечный результат вашей работы влияет даже музыка, под которую спортсменки выступают. То есть вы сначала прослушиваете музыку и смотрите программу?

- Обязательно. Я работаю и с хореографом и даже выслушиваю саму гимнастку.

- Какие советы дают гимнастки?

- Самое главное, чтобы было удобно.

- Но про это у меня отдельный вопрос.

- Они мне указывают, в каком месте, допустим, не делать какие-то объемные элементы или большие стразы. Но они не вмешиваются в рисунок. Когда я рисую, никто не вмешивается.

- Костюмы приходится дорабатывать?

- Конечно. Причем не только на стадии эскиза, но и в процессе создания новой вещи. Например, сначала мы видим, что вырез должен быть под горлышко. Одели на спортсменку, посмотрели. Нет. Лучше стойку делать. Можем с юбкой поработать. Задумывали ее до самого светлого тона довести, а оказалось, что темная смотрится лучше. 

- Что танцы, что гимнастика - это движения. Их не должна стеснять одежда. Я знаю, на одном вашем костюме может быть до семи тысяч стразов. Как удается совместить удобство и красоту?

- Мы стараемся сделать костюм удобным, но художественная гимнастика - женский спорт, поэтому гимнастки иногда готовы потерпеть ради красоты. Многое зависит от качества ткани. Если ткань не будет эластичной и тянуться, ни один художник ничего не сделает.

- Сегодня можно купить необходимые материалы в России или вам приходится выезжать за рубеж?

- Все есть: и стразы, и очень большой выбор ткани. Правда, стоит все очень дорого, но что же делать?

- Возможно, мой вопрос покажется вам нескромным, но, я думаю, ответ многих интересует. Сколько стоит костюм от Марины Гогуа для гимнастки высокого полета?

- Все зависит от количества расходных материалов. Иногда дело доходит до стразов Сваровски, а они очень дорого стоят! Костюм обходится в 50 - 60 тысяч рублей и даже больше. Детский купальник дешевле. Но некоторые родители хотят, чтобы было много блесток. Я с такими спорю. Ребенок настолько красивый, милый, изящный. У него глаза как звезды. Какие стразы? Можно сделать красиво, используя  минимум кристаллов, но родители почему-то хотят, чтобы их ребенок обязательно сиял. 

- Кто-нибудь из детей унаследовал ваши творческие способности?

-  Дочка очень хорошо рисует, она учится в строительном университете на дизайнера интерьера. Мне нравится, что они там делают. Не знаю, пойдет ли она в мою сторону, но я все время говорю: «Если решишься, тут тебя ожидает огромный труд, ненормальный труд, отдача полная. Если ты готова, пожалуйста!»

- Бывает такое, что приходится отложить в сторону личные дела и проблемы, чтобы заниматься одной работой?

- Всю мою жизнь я откладывала личные дела ради работы. Я могу себе сегодня позволить уже очень многое. Отдыхать в хорошем месте, следить за своим здоровьем. Но опять какая-то девочка выступает, и она ждет. Значит, я снова в деле. 

- Сколько бы мы ни говорили про творчество и вдохновение, они неизменно сталкиваются с процессом производства. У вас же сроки, и вы должны в них укладываться. Как уживаются творчество и производственный процесс?

- У меня с детства есть чувство, которое называется "ответственность". Я должна не подвести  людей, которые ко мне обратились. Вот этой ответственности настолько много, что она не дает мне покоя.

- Кто  ваши конкуренты? Ведь не только вы создаете костюмы для гимнасток? 

- Все имеют право на существование, но я очень уважаю мастеров из Волгограда.

- А имя?

- Рита Давидова. Это даже не конкуренция. Просто у людей есть выбор. Можно заказывать разное.

- Какие костюмы вы сшили нашим спортсменкам на Олимпийские игры-2016?

- Я сшила комбинезоны для сборной России в групповом состязании. Мы с Ириной Александровной Винер очень долго разрабатывали идею. Она придумала космос и цветы. Я добавила часы. Суть в том, что время не остановить, и мы тоже частицы этого времени в данный момент. Это великолепная идея. Ирина Александровна хотела, чтобы я сделала комбинезоны, и я их сделала. Но параллельно были заказаны и купальники. Уже перед выступлениями выяснилось, что удобнее для девочек как раз они.  Мне было очень жаль. 

- Но все равно ваша дизайнерская идея была реализована?

- Да. А комбинезоны будут использованы на других соревнованиях.

- Зато вы одели зарубежных гимнасток.

- Сборную Японии, сборную Испании, одну американку и одну грузинку.

- Огромный заказ. Но они все конкурентки! Вы как художник должны всем угодить и не можете позволить себе убавить кому-то мастерства, кому-то - вдохновения. Как вам это удалось?

- Я, в первую очередь, не могу подвести людей. И для меня все равно, будет это Италия, Испания или Америка. Но когда мы работаем с Россией, тут совсем другой подход.  Получатся не сто процентов, а тысяча.

- А как вы работаете с зарубежными заказчиками? С нашими понятно: поехали в Москву, примерили, посмотрели…

- Я тоже выезжаю.

- И тоже прослушиваете музыку и советуетесь с  тренерами?

- Конечно. В последнее время меня больше знают за границей. Знают, что есть такой художник в России.  Как радушно меня принимают! Особенно мне нравятся испанцы, они такие эмоциональные и благодарные люди! Мне очень приятно с ними работать.

- У вас была тема про обереги, вшитый глаз. Во всех ли ваших костюмах скрыта эта маленькая «изюминка»?

- В первый раз мы это применили, когда Алину Кабаеву отправляли на ее вторую Олимпиаду. На первой, напомню, она взяла только "серебро". Мы сделали Алине «глаз», и она стала чемпионкой. Теперь гимнастки сами иногда просят глаз вшить, они же очень суеверные. Ну, если глаз им помогает, я с удовольствием его рисую.

- Сколько человек работает в вашем ателье?

- Пять, иногда шесть. 

- Много времени уходит на один купальник?

- Две-три недели, в зависимости от сложности. Иногда нас просят успеть за неделю. Тогда мы этим заказом упорно занимаемся и делаем все, чтобы люди получили его вовремя.

- Вы уже полностью состоявшийся человек. И все-таки, о чем мечтает Марина Гогуа?

- Я хочу, чтобы на земле был мир, чтобы наши дети не страдали. Чтобы не было войны. Больше я ни о чем не мечтаю. Будет мир, и остальное все будет.

6+

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (1)
Аватар пользователя Спортсмен

Вот это Душа Человек! Спасибо Марине и всем ее мастерам за мастерство. Спасибо журналисту- автору, написано так захватывающе, что пробирает до глубины. Очень приятно, что есть такие люди- жемчужины, живут в нашем городе, а освещают весь добрый мир.

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Facebook - комментарии (10)
  • Я так рада за Марину. Познакомилась с ней очень давно, наверное лет 20 назад. Она только начинала работать. В то время моя дочка занималась бальными танцами, нужно было шить костюмы к конкурсам. Денег не хватало, и я шила их сама. Но поскольку я не дизайнер- фантазии не хватало. Мне как-то в магазине, где покупала ткани посоветовали обратиться к Марине. Как сейчас помню как была поражена ее историей. Жили они в старом доме, в квартирке на цокольном этаже, где окна были под потолком. Минимум мебели, кто-то старую отдал. В комнате - идеальная чистота. И эта девушка творила костюмы. Я тогда поражалась: какой талантливый, благородный, честный, красивый человек. С Мариной мы сшили 2 костюма всего, они были очень красивы. Но к сожалению дочка танцевать не стала, и больше с Мариной я не виделась. Но всегда знала, что у нее все обязательно будет хорошо! Дай Бог ей здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов! .
  • Когда то давно узнала о том, что костюмы шьются в нашем городе))...была удивлена очень...скромности автора этого великолепия...порой такой кошмар наклепают, а пыли рекламной напустят - столбом стоит((.. Очень, очень хочется пожелать удачи и новых идей в творчестве!
  • Марина очень хорошая, во всех смыслах: добрая, позитивная, скромная... и такая талантливая!
  • потрясающе!
  • Мастер!
  • Всех Благ Вам,Марина,на долгие годы!
  • Супер!
  • Интересная статья)
  • Марина - потрясающая. На меня ее история когда-то произвела сильное . впечатление. Материал для книги)
  • Процветания Вам Мариночка! Вашему делу !
Другие новости автора: Нечай Инна Владимировна

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Жан и Беатриса
18.01.2017
Двое в запертой комнате. Ключ выброшен в окно. Можно ли начать с...
На дне
18.01.2017
Спектакль далёк от хрестоматийности, но не от Горького.

Городские жалобыПерейти в раздел