Музей Добролюбова в Нижнем Новгороде: погружение в эпоху и наследие критика
Городской интерактивный портал
ОТКРЫТЫЙ НИЖНИЙ

Городской интерактивный портал ОТКРЫТЫЙ НИЖНИЙ

Музей Добролюбова в Нижнем Новгороде: погружение в эпоху и наследие критика

22 ноября

Автор статьи: Анастасия Назарова

1257

Есть в Нижнем Новгороде уникальное для страны место – музей известного литературного критика и журналиста Николая Александровича Добролюбова, чьим именем назван Нижегородский государственный лингвистический университет. Наверное, каждый взрослый житель приволжской столицы хоть раз да проходил мимо него, гуляя по набережной Лыковая дамба. Но мимо – не надо! Нужно непременно заглянуть в литературно-мемориальный комплекс. Тем более что сегодня он открылся после масштабных ремонтно-реставрационных работ.

Государственный музей расположен в двух зданиях усадьбы Добролюбовых, построенных в 1838 году. В мемориальном комплексе посетители погружаются в мир детства и юности знаменитого на весь мир публициста Николая Александровича (1836-1861), а также знакомятся с историей повседневной жизни семьи нижегородского священника Александра Ивановича Добролюбова. В соседнем же строении находятся выставочные залы.

В тесноте, да не в обиде

Знакомство с музеем лучше начать с посещения Дома семьи Добролюбовых – небольшого двухэтажного здания с низкими потолками и тесными, но очень уютными комнатушками. Посетителям высокого роста надо быть осторожнее, дабы не удариться об косяк.

Как же здесь люди жили? – поинтересовались мы у работников музея.

Так сам Добролюбов был 165 см. В то время люди вообще были ниже, – ответили нам.

На первом этаже находятся кухня с облицованной изразцом печкой и столовая. Печь, кстати, новодел, но максимальное приближенный к оригиналу.  

Обратите внимание на глиняный горшочек на окне у печки. Раньше если горшок трескался, его для дальнейшего использования оборачивали берестой. В печку такой уже не поставишь, зато сгодится для хранения сухих продуктов.

Даже загадка есть: был ребенок – не знал пеленок, стар стал – пеленаться стал. Кому-нибудь загадаете, так никто в жизни не отгадает, – улыбнулась сотрудница музея.

На втором этаже типичная для тех времен анфиладная планировка. Это когда примыкающие друг к другу комнаты соединены дверями, расположенными на одной линии. Слева от лестницы – комната Николая Добролюбова, где компактно расставлены  диван, книжный шкаф, комод и рабочий стол со стулом. Далее по часовой стрелке – родительская комната и детская с одной кроваткой (там жили младшие сестры Николая).

Есть еще комната няни, но мы ее не показываем, – уточнила работница музея.

Кровать одна, а девочек две… – обратили внимание мы.

В углу стоял сундук. На нем, вероятно, и спала одна из девочек.

Последняя комната – гостиная, в которой некогда мама Николая Добролюбова и две его сестренки играли на струнно-духовом музыкальном инструменте. Послушать бы…

Прямая связь с Добролюбовым

На этой музыкальной ноте перемещаемся в выставочный комплекс, он же Доходный дом Добролюбовых. Тоже двухэтажное здание, но более размашистое. Исторически сложилось, что в этом здании музея – литературная часть экспозиции. Как нам сказали, в 90-е выставка устарела морально и физически. Ее разобрали, и сделали большую выставку, посвященную деятельности Николая Добролюбова.

После долгожданной реставрации (музей не видел ремонта полвека! – Прим. ред.) было решено разместить на первом этаже постоянную экспозицию. «Открытый Нижний» поинтересовался у заместителя директора музея Валентины Горевой, какой экспонат достоин наибольшего внимания. Она скорее подвела нас к стенду… с прядью волос Николая Александровича.

Мы очень редко показываем этот экспонат. Он еще две недели будет доступен для просмотра. Потомки друзей семьи Добролюбовых передали прядь волос музею в 70-х годах, почти в самом начале его основания. Мы соблюдаем особенные условия хранения этой реликвии и выставляем только по очень значимым поводам. Через этот экспонат можно почувствовать прямую связь с Добролюбовым, – отметила Валентина Горева.


Также музейщики рекомендуют задержаться у стенда с фотографией Николая Александровича с отцом. Снимок интересен тем, что, во-первых, это самый первый портрет известного критика и публициста (в фондах музея хранится дагеротип). На снимке – 18-летний студент Главного педагогического университета, приехавший в Нижний Новгород на каникулы. Во-вторых, это единственное изображение отца Добролюбова – священника Александра Ивановича.

Ну и, конечно, нельзя не замереть возле стенда о журнале «Современник», членом редакции которого был Н.А. Добролюбов.

Это единственный журнал, благодаря которому достояние Николая Александровича сохранилось и было известно при его жизни самой широкой аудитории. Журнал был основан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году. В этот год родился Добролюбов. Нам кажется, что это символично, – улыбнулась замдиректора музея Валентина Горева.

На этом стенде представлены издания пушкинского «Современника» и, как тогда говорили, «Триумвират Николаев»: Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

А на втором этаже у вас что?

К открытию музея после реставрации мы представили предметы только из наших фондов. Но в будущем будут выставляться экспонаты из разных музеев. В ближайшее время начнем готовить новогоднюю программу для детей. Понятно, что ребятам  в первую очередь хочется праздника, но место определяет содержание. Поэтому стараемся, чтобы программа была не просто развлекательной. Должны быть нравоучительные выводы, – подчеркнула наша собеседница.

Ну а мы, пожалуй, обойдемся без нравоучений. Скажем лишь, что музей Н.А. Добролюбова в Нижнем Новгороде – это не только важный объект на литературной карте России, но и уникальное место, где можно увидеть отражение повседневной жизни второй трети XIX века, что редкость для нижегородских музеев. Здесь история переплетается с памятью о выдающемся критике, а атмосфера погружает в дух эпохи. Обязательно стоит туда заглянуть!

Фото/ видео: «Открытый Нижний»

Лента новостей

Комментарии 0