Домашнее насилие остается одной из самых болезненных социальных проблем в России, в том числе в Нижегородской области. Ежегодно сотни женщин, мужчин и детей сталкиваются с унижениями, угрозами и физическим насилием со стороны близких. Но даже те, кто решается обратиться за помощью, нередко сталкиваются с новыми трудностями. Ранее «Открытый Нижний» разобрался в юридической стороне проблемы и узнал, почему в России не принимают закон о домашнем насилии. Теперь мы поговорили со специалистами, которые напрямую работают с потерпевшими. Через что проходят жертвы домашнего насилия, как им помогают кризисные центры и почему обратиться за помощью бывает тяжело — читайте в нашем материале.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сказать точно, сколько нижегородок пострадали от домашнего насилия за последнее время, нельзя. Статистика умалчивает и о том, сколько из них обратились за помощью в полицию. Чтобы приблизительно понять масштаб проблемы, мы запросили статистику у Нижегородского женского кризисного центра (НЖКЦ).
Оказалось, что в 2023 году организация помогла 633 нижегородцам, пострадавшим от насилия в семье. Кроме того, специалисты провели более 350 психологических и 380 юридических консультаций, а также 24 консультации для детей. С января по июнь этого года помощь получили 384 женщины. Отметим, что за аналогичный период прошлого года специалисты спасли 369 нижегородок.
Всплеск обращений обычно происходит в связи с выходом материалов о домашнем насилии в СМИ или наших публичных кампаний. Есть еще сезонная закономерность — летом обычно меньше обращений. Другие внешние факторы не находят отражения в цифрах, — добавили в НЖКЦ.
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ПОМОЩИ
Как рассказали в Нижегородском женском кризисном центре, для многих жертв насилия ключевое препятствие на пути к помощи — страх. Пострадавшие опасаются эскалации конфликта, если агрессор узнает о попытке обратиться в полицию или кризисный центр. Этот страх оправдан, поэтому специалисты центра вместе с женщиной разрабатывают «план безопасности» — стратегию, которая сведет к минимуму риски при обращении за помощью.
Другая серьезная проблема, с которой сталкиваются многие жертвы насилия, — экономическая зависимость от агрессора. Попав в тяжелую ситуацию, женщины боятся остаться без жилья и средств к существованию, если обратятся за помощью или попытаются покинуть обидчика.
Как отметили специалисты НЖКЦ, работа с пострадавшими — это работа с последствиями домашнего насилия. Поэтому главная цель организации сводится к предотвращению насилия еще до его наступления. Но не менее важную роль играет поддержка «здесь и сейчас». По словам экспертов, эффективная помощь подразумевает быстрое реагирование на проблему как со стороны помогающих организаций, так и со стороны полиции. Важным шагом в решении проблемы также будет усиление мер защиты пострадавших, которые позволят снизить риски для их жизни и здоровья после обращения за помощью.
В нынешних реалиях пострадавшей очень трудно добиться справедливости, так как ей, в отличие от обвиняемого, не предоставляется бесплатная юридическая помощь, и она сама должна собрать необходимые доказательства, чтобы подтвердить факт насилия, — отметили в кризисном центре.
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В Нижегородском женском кризисном центре подчеркнули: зачастую общественные и правозащитные организации — единственная возможность для пострадавших восстановить справедливость, обеспечить безопасность себе и детям, а также справиться с последствиями пережитого насилия. Специалисты НЖКЦ комплексно подходят к защите жертв: предоставляют им юридическую и психологическую помощь, укрытие в безопасной квартире и даже карьерные консультации.
Мы работаем как со взрослыми, так и с детьми и подростками, помогая им справиться с последствиями пережитой травмы и не переносить прожитый опыт во взрослые отношения. Мы также проводим групповую работу с авторами насилия, которые готовы исследовать свой гнев и стать более ответственными и осознанными, — добавили представители организации.
ГУБИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ОБЩЕСТВА
Психологи Нижегородского женского кризисного центра рассказали, что влияние на жертву домашнего насилия нередко оказывают бытующие в обществе стереотипы. Например, что женщина должна терпеть, молчать, приспосабливаться, не выносить сор из избы и держаться за мужчину. Безопасную жизнь мешают выбрать и семейные послания. В большинстве случаев это убеждения о том, что нужно сохранять семью, что остаться одной стыдно, что женщине не удастся построить отношения или что с ребенком она никому не нужна. В результате жертва может долгое время находиться в изоляции, не называть вещи своими именами и не допускать мысли о возможной помощи.
Эти установки, к сожалению, часто транслируются близким окружением — родственниками и друзьями, которые являются референтной группой. Такие установки могут восприниматься как неоспоримый факт реальности, — рассказали специалисты.
В обществе также очень популярно представление о домашнем насилии как о «внутреннем деле семьи». Данная позиция делает насилие невидимым для общества, препятствует вмешательству со стороны правоохранительных органов и социальных служб. Эксперты подчеркивают: такое восприятие не только усиливает страдания жертв, но и способствует росту насильственных ситуаций. Все из-за того, что агрессор чувствует себя защищенным «неприкосновенностью семьи».
Такие убеждения мешают введению специальных законов о домашнем насилии, затрудняя создание эффективных механизмов помощи и профилактики, — добавили психологи.
В том числе по этим причинам выход из ситуации домашнего насилия может стать длительным процессом, требующим различных видов поддержки, самоподдержки и обеспечения безопасности. Пройти этот путь бывает непросто, из-за чего женщина может предпочесть остаться в абьюзивных отношениях. Кроме того, как было обозначено ранее, жертва может быть зависима от мужа эмоционально или финансово.
Влияние могут оказывать несколько факторов, включая угрозы со стороны агрессора, недоверие к возможности защитить себя в рамках закона, страх или иррациональная вера в то, что мужчина может изменить свое поведение, — отмечают специалисты.
С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ ЖЕРТВЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
По словам психологов Нижегородского женского кризисного центра, пережитое насилие может повлечь за собой целый спектр последствий и расстройств — как в моменте, так и в долгосрочной перспективе. В частности, живущая в условиях домашнего насилия женщина может испытывать страх, вину, стыд, гнев, изоляцию, потерянность и несправедливость. Вместе с тем жертвы нередко жалуются на ощущение, что с ними что-то не так, что они не имеют права себя защитить.
Формируется так называемая выученная беспомощность, которая проявляется в разных сферах жизни: женщина не верит в себя и свои силы, не присваивает свои опоры. Страдает и когнитивная сфера, — отметили в НЖКЦ.
Дети и подростки, которые вынуждены жить в условиях насилия, могут испытывать проблемы с базовым доверием к миру и ощущением безопасности. Эксперты также отмечают: пережитое в детстве насилие может привести к тому, что человек будет проявлять жестокость в будущем.
Таким образом, домашнее насилие является травматическим опытом, который приводит к различным расстройствам и дисгармоничному развитию личности всех участников, — подчеркнули психологи.
«Открытый Нижний» пытался связаться с нижегородкой, пострадавшей от домашнего насилия, но по тем или иным причинам героиня не спешила делиться своей историей. Данный случай может быть подтверждением того, что говорить о пережитом нелегко. Вместе с тем мы считаем, что должная огласка и общественный резонанс помогли бы склонить уполномоченных людей к принятию конкретных и действенных решений. Например, закона, который бы помогал жертвам насилия.
Фото сгенерированы нейросетью по запросу «Открытого Нижнего»