"Зажгите костры в океане!"

Автор: After Modern Городской блогер

В нижегородском «Синема Парке», что расположен в ТК «Фантастика» в Верхних Печерах, состоялся пресс-показ фильма «Территория». Фильма, где главные персонажи – не полицейские, не бандиты, не работники офисов и рекламных агентств – они просто мужчины, привыкшие буднично делать свою работу в предельно экстремальных условиях крайнего севера в середине двадцатого века. Геологи-полярники, проще говоря. И рассказывать о фильме к нам приехал сам автор кинематографической адаптации романа советского писателя Куваева – режиссер Александр Мельник вместе с сыном – Антоном Мельником, который является продюсером картины. Так же у нижегородцев была возможность пообщаться с одним из актеров, который согласился на суровый северный быт ради участия в работе над фильмом – Константином Балакиревым.

Давно в отечественном кино не было масштабных историй. Масштабных историй, которых было бы приятно смотреть, не отплевываясь, как от квазиисторических увертюр кинематографического жанра в духе Никиты Михалкова. Что касается "Территории", то масштаб ее уже начинаешь осознавать при ознакомлении с процессом съемок и монтажа фильма, который занял более трех лет.

Тема геологов на Крайнем Севере в послевоенном СССР сейчас более близка для телевизионного формата, нежели для большого кино. Тем удивительней выбор литературного первоисточника - об одноименном романе Олега Куваева, сейчас, к сожалению, не знают даже многие студенты литературных факультетов, по словам самого Александра Мельника. А в советские времена она была бестселлером!

Что до зацепок со стороны киноманов - кого-то может напрягать фрагментарность сюжета. Любителей прямых и последовательно выстроенных историй это наверняка отпугнет, сцены с разными персонажами жонглируются весьма свободно. Но с другой стороны, это ведь не история одного человека, это многоуровневое повествование, в котором наслаиваются друг на друга, словно ледяные торосы, разные характеры, сюжеты и даже взгляды на жизнь. С другой стороны, вот недавний "Батальон", авторам которого удалось-таки сделать главным героем именно батальон как таковой, а не отдельных участниц событий, все равно утонул под набором клишированных сцен, как будто зритель смотрел все военные картины последних пятидесяти лет разом. А "Территория" не только не тонет, но и показывает, как фильм, который в начале может показаться советской производственной драмой, превращается в героический эпос.

Можно пожаловаться на некоторое провисание действия в начале, когда режиссер набросками обозначает характеры основных персонажей, но значимая часть хронометража уделена прекрасным, но слегка однообразным пустынным пейзажам. Но потом это ощущение с лихвой компенсируется в момент, когда персонажи и бесконечные арктические ледяные просторы встречаются в схватке, в которой основная цель - выжить.

И не слушайте вы этих голливудских товарищей, которые уверяют, что лучшие пейзажи - в исландии. Такой натуры, как в "Территории", я достаточно давно не видел в картинах что отечественных, что в зарубежных.

Во время пресс-конференции режиссер рассказал об суровом быте актеров, которые вслед за своими героями дневали и ночевали в условиях полярных широт. По злой иронии, каскадер Алексей Кейслер, который дублировал Евгения Циганова в роли геолога и при этом самолюбивого и слегка циничного любителя пофилосовстовать Гурина, который по сюжету ломает ноги при спуске с горы, сам попал в травматологию с таким же диагнозом. Причем причиной этого была не рабочая сцена, а попытка сделать удачный кадр на память. Но ледник поплыл, вместе с ним каскадер – в итоге Алексей оказался на больничной койке. Съемочная группа волновалась за его здоровье, а он сам думал лишь о том, что его травма может сорвать съемочный процесс. Ничего, «кинули жребий – кто поедет с горы.» Так и отсняли одну из самых сложных сцен, своими силами.

В работе над картиной участвовала интернациональная кинобригада – художница-гример из Англии, композитор из Финляндии, вертолеты из Евросоюза – «Eurocopter». По словам авторов, они были зайдействованы в самых сложных сценах из-за повышенной маневренности, а вообще в съемках участвовал фактически целый небольшой авиапарк из в том числе и отечественных машин. Были и форс-мажоры, когда, например, лодка с каскадерами перевернулась на одном из опасных порогов северных рек при температуре воды, близкой к нулю.

У меня была возможность задать вопрос режиссеру, Александру Мельнику – не переживает ли он, что в современном формате кино, рассчитанного на любителей видео с YouTube, обладателей клипового мышления, его фильм останется незаслуженно обойденным стороной. На что автор ответил, что форматы нужно когда-нибудь менять. По его мнению, зритель уже порядком устал от сугубо развлекательного кино за последние 20 лет, когда попытки авторов замахнуться на серьезный киноязык зачастую не находили понимания у зрителей. Ну что ж, прокатная судьба картины покажет, прав ли он или нет.

Печенкин Дмитрий

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Волшебная сказка для детей и родителей "Спящая Красавица"
16.12.2017
Режиссёр — заслуженная артистка РФ Елена Фирстова Сценография —...
Постановка "В городском саду играет…" на сцене театра оперы и балета
16.12.2017
Режиссёр – постановщик — главный режиссёр театра, Лауреат премии Н.И...

Городские жалобыПерейти в раздел