Почему протестуют дальнобойщики?

В Нижнем Новгороде, как и в целом по стране, обстановка остается напряженной
Автор: Шургалин Иван Городской журналист

15 ноября состоялся запуск системы «ПЛАТОН» или «ПЛАти за ТОНны» (гениально, не правда ли?), которая обеспечит прием платежей с эксплуатантов большегрузных (более 12 тонн) автомобилей за проезд по федеральным трассам. Система предлагает предпринимателям зарегистрироваться, отправив копии учредительных и налоговых документов и открыв расчетный счет в банке. Механика такова, что дальнобойщик (или транспортная компания) вносит аванс на свой лицевой счет в системе, «Платон» же списывает средства, исходя из фактического пробега фуры (отслеживаемого GPS-трекером) в размере 1,53 рубля за км пути, а с марта 2016 года - 3,06 рубля. Деньги, полученные бюджетом, должны пойти на содержание и ремонт федеральных трасс, активно разрушаемых, по словам «Росавтодора», большегрузными транспортными средствами.

Казалось бы, все довольно резонно. Кого из водителей не раздражают фуры, перекрывающие проезд, медленно обгоняющие на трассе своих коллег, а зачастую и коптящие солярным дымом? Летом они продавливают асфальт на дороге, а зимой так и норовят застрять на подъеме где-нибудь на Казанской трассе, сплошной дискомфорт. Чем же вызваны бурные протесты дальнобойщиков, нашедшие отклик и в Нижнем?

Как говорила дочь крымского офицера, не все так однозначно. Начнем с того, что все россияне-собственники транспортных средств оплачивают акцизы на топливо (от 5,8 руб. за литр) и транспортный налог, размер которого устанавливается региональными властями (в Нижегородской области установлены одни из самых высоких ставок). Кроме этого, многие ключевые дорожные проекты финансируются напрямую из бюджетов разных уровней, включая федеральный, например, Южный обход Нижнего Новгорода. Учитывая, что дальнобойщики управляют мощными и прожорливыми грузовиками, набегающими за месяц 10-12 тысяч км, налоговых и акцизных платежей на них и так приходится куда больше, чем на простых автолюбителей.

Надо понимать, что автомобильные грузоперевозки - это не какое-то развлечение, это доставка товаров, которые мы покупаем каждый день, это и еда, одежда, топливо и оборудование. Дополнительные 30 тысяч рублей ежемесячно неминуемо приведут к ускорению роста инфляции и разорению индивидуальных предпринимателей, ведь все платежи в «Платон» - исключительно авансовые, транспортники же, как правило, дают своим клиентам отсрочку. Кроме чисто финансовых трудностей, бизнес недоволен технической стороной проблемы: в офисах представителей «Платона» скопились огромные очереди, система постоянно дает сбои и не позволяет оперативно корректировать маршрут (из-за пробок, например), что в совокупности создает богатую почву для коррупции со стороны ГИБДД.

Тем не менее основным раздражителем дальнобойщиков и сочувствующих им активистов выступила сама схема ввода в действие системы «Платон». Правительство, отказавшись от публичного конкурса, передало разработку и управление системой ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (на 50% она принадлежит сыну спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% - бизнесмену Андрею Шипелову и структурам госкорпорации «Ростех»). Не буду подробно разбирать схему кооператива «Озера» и смаковать размышления о конечном бенефициаре проекте, отмечу лишь очевидный факт: правительство приняло решение о запуске системы с явного согласия высшего руководства страны. Осознание того, что система фактически может стать очередной коррупционной кормушкой, привело недовольных дальнобойщиков к требованию полной отмены «Платона».

С 11 ноября по всей стране начались акции протеста перевозчиков, на которые власть отреагировала мораторием, а затем снижением штрафов за нарушения, а также корректировкой тарифов. В свою очередь, протестное движение набирает силу: еще вчера дальнобойщики собирались устроить марш на Москву и перекрыть МКАД. В социальных сетях публиковались тысячи сообщений о попытках ГАИ и полиции приостановить движение колонн, сообщалось даже о сочувствии полицейских протестующим, выражение полной бессмысленности и непонимания нового побора. Большинство водителей застряли на стоянках на подступах к Подмосковью и в настоящий момент продолжают консультации. Вчера активисты провели встречу с депутатом Госдумы Владимиром Родиным (КПРФ), однако системная оппозиция не смогла предложить протестующим привлекательного сценария совместных действий. Становится очевидным, что КПРФ, подконтрольная администрации президента, пытается успокоить протест, а заодно и заработать очки на политическом поле. Хорошая попытка, не первый раз коммунисты выступают медиаторами и «сливают» протест.

Сегодня действия продолжаются, активисты намерены «пробиться» в Москву до 5 декабря. Трансляцию всех событий в онлайне ведет топ-блогер Илья Варламов. Государственная Дума в срочном порядке проводит закон о признании автопробега таким же мероприятием, как демонстрация. Власть впервые после «избирательного протеста» 2011-2012 гг. столкнулась с неплохо организованным противодействием граждан, составлявших костяк «Новой России», - мелких предпринимателей, зарабатывающих свои деньги нелегким трудом на неустроенных дорогах Родины. Исходя из политической практики, современное руководство страны редко и нехотя идет на попятную: избранный стиль руководства не допускает признание в собственной неправоте. Учитывая молчание федеральных СМИ, рассчитывать дальнобойщикам, на мой взгляд, не на что: в лучшем случае дополнительно снизят тарифы или продлят мораторий. Однако такой посыл доставляет протестующим лишь одно сообщение: «терять вам нечего».

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (3)
Аватар пользователя Ник

Ребята, дорогие, почитайте умных людей:
http://nstarikov.ru/blog/60512

Аватар пользователя Гость

Ты дебил, раз Старикова слушаешь

Аватар пользователя Гость

А что про Фёдорова не вспомнил?

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Шургалин Иван

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Музыкальная фантазия "Бременские музыканты"
14.12.2017
Режиссёр — заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Кокорин Художник-...
На сцене театра оперы и балета "Анна — Марина"
14.12.2017
Дирижёр – постановщик – Лауреат премии г. Нижнего Новгорода Ренат...

Городские жалобыПерейти в раздел