Нижегородские учёные помогли обнаружить гравитационные волны

Существование гравитационных волн доказано через сто лет после того, как их предсказал Эйнштейн
Автор: Игорь Васильев Корреспондент

Сотрудники Института прикладной физики РАН Нижнего Новгорода вошли в группу учёных «LSC», опытным путем доказавших существование гравитационных волн.

Учёные впервые наблюдали рябь пространственно-временной материи, называемой гравитационными волнами, пришедшими на землю от катастрофического события в далёкой вселенной. Сто лет назад в своей теории относительности это явление предсказал Альберт Эйнштейн, однако доказать его до сих пор не удавалось.

Гравитационные волны были обнаружены 14 сентября 2015 года детекторами «LIGO», расположенными в городах Ливингстон (штат Луизиана) и Ханфорд (штат Вашингтон, США). Научный эксперимент удалось провести с помощью света и лазеров.

Физики пришли к выводу, что обнаруженные гравитационные волны были созданы в последнюю долю секунды слияния двух чёрных дыр, чтобы произвести одну, более массивную, вращающуюся чёрную дыру. Это столкновение двух чёрных дыр было предсказано, но никогда не наблюдалось. Чёрные дыры были в 29 и 36 раз больше массы Солнца, а слияние состоялось 1,3 млрд лет назад. Масса примерно в три раза большая массы Солнца в долю секунды преобразовалась в гравитационные волны с максимальной выходной мощностью, примерно в 50 раз превышающей мощность всей видимой Вселенной.

Нижегородские учёные вступили в коллаборацию «LSC» ещё в 1997 году. Наиболее существенным вкладом ИПФ РАН в «LIGO» является изобретение уникальных оптических изоляторов, работающих при большой мощности лазерного излучения. Сотрудники института не только разработали и изготовили эти изоляторы, но и установили их на детекторы «LIGO» и «Virgo». В настоящее время в ИПФ РАН ведутся работы по созданию лазера детектора гравитационных волн следующего поколения.

Александр Сергеев, руководитель Института прикладной физики, в интервью «Вести недели» признался, что открытие учёных не только подтверждает теорию относительности Эйнштейна, но и имеет более практическое значение. По его словам, благодаря этому открытию, возможно, люди смогут общаться друг с другом на большом расстоянии. «Мы стали ближе к познанию мироздания. Возможно, это открытие сможет изменить мир», – заявил нижегородский физик.