Военная мощь нашего флота: нижегородские судостроители о развитии отрасли

Корабелы и проектанты рассказали о том, какие задачи стоят перед ними, и готовности их выполнять
Автор: Инга Евсеева Городской журналист

Со следующего года в Нижегородской области может появиться новый профессиональный праздник - День судостроителя. На территории области почти два десятка заводов и конструкторских бюро, работающих на военно-морскую тематику, но пока собственного профессионального праздника у корабелов и проектантов нет, их традиционно чествуют в День Военно-морского флота. Накануне праздника представители ведущих предприятий отрасли собрались на пресс-конференцию, организованную порталом «Открытый Нижний».

В пресс-конференции приняли участие: 

Владимир Валентинович Нефедов, советник-наставник при губернаторе Нижегородской области

Вячеслав Валентинович Шаталов, генеральный директор ОАО «КБ «Вымпел»

Сергей Вячеславович Платонов, генеральный директор ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им.  Р. Е. Алексеева»    

Дмитрий Сергеевич Савин,  исполняющий обязанности генерального директора  ОАО «ССК» (Городец)

Александр Николаевич Терехин, заместитель директора института ядерной энергетики и технической физики НГТУ им. Р. Е. Алексеева.

 
- Владимир Валентинович, с какими результатами пришли нижегородские судостроители к очередному профессиональному празднику? Какие из «флотских направлений» стали приоритетными в последние годы?

Нефедов В. В.: - Российский флот - гордость нашей страны, часть ее великой военной истории. Но славные победы были бы невозможны без развитой судостроительной отрасли. Вообще судостроение относится к приоритетной области развития экономика области. Сегодня здесь трудится около 10 тысяч человек, годовой объем выручки составляет 20 миллиардов рублей, и эта цифра ежегодно растет. Индекс роста объемов производства только по прошлому году составил 135%.

Но по этому году мы прогнозируем некоторое снижение по индексу производства в судостроении. Однако, по результатам мая индекс производства составил 97,5%, что связано с недостаточной загрузкой ведущих предприятий отрасли - в непростой ситуации завод «Красное Сормово», недостаточно эффективно использует свой потенциал борский «Теплоход» и ряд других предприятий. Кроме того, в прошлом году завершились некоторые госпрограммы, и сейчас идет разработка и внедрение новых. Надеемся, это позволит использовать возможности нижегородской промышленности более эффективно. В частности, сегодня уже действует программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015–2030 годы», в которой имеется определенная номенклатура продукции как по боевому кораблестроению, так и по вспомогательному, аварийному флоту, исследовательским и прочим судам. Считаю первостепенной задачей правительства Нижегородской области помочь нашим предприятиям в получении заказов на разработку проектов и строительство кораблей для российского флота.  

В январе этого года мы представили в правительство РФ проект создания мобильных плавучих атомных станций малой мощности от 6,5 до 70 мегаватт. Такие суда будут очень востребованы при освоении арктического шельфа благодаря своей мобильности и техническим характеристикам, которые позволяют им работать в условиях севера. Возможности кооперации наших нижегородских предприятий позволяют создавать эти станции по полному циклу - от разработки проекта, которым занималось КБ «Вымпел»,  до непосредственно строительства. Наше предложение сейчас на рассмотрении в ГК «Росатом».

В преддверии праздника особенно хотел бы выделить те предприятия и КБ, которые вносят наибольший вклад в экономику области и укрепление обороноспособности страны. Это и завод «Красное Сормово»,  ОАО "Окская судоверфь", ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», нижегородский завод «Теплоход», «Волга», КБ «Вымпел», ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им.  Р. Е. Алексеева», ОАО "Лазурит", ОАО "КБ Монолит" и ряд других.

Нам необходимо развивать и гражданское судостроение, в том числе пассажирское. В последние годы это направление кораблестроения почти не раскручивалось. Сегодня государство проявляет интерес к гражданскому судостроению, и нижегородские КБ готовы работать по созданию гражданских судов. В частности, КБ «Вымпел» работает над созданием общественного водного транспорта.

Шаталов В. В.: - Да, Москва поставила перед нами задачу создать что-то вроде автобусов, только для движения по воде. Мы ожидаем в ближайшее время возрождение интереса к общественному пассажирскому транспорту и готовы принимать участие в его разработке. Объединенная судостроительная корпорация буквально в конце прошлого года сделала наше предприятие головным по разработке проектов гражданских судов. Это направление в последние годы находилось в тени гособоронзаказа, настало время строить собственные гражданские суда, обновлять существующий парк судов.

Есть у нас и проекты круизных судов. Например, на заводе «Красное Сормово» в скором времени будут делать судно по проекту одесского  Морского инженерного бюро. Мы предлагаем свой вариант, на наш взгляд, он более подходит для центральной России и в большей степени соответствует тем требованиям, которые ставятся перед туристическими судами.  Одесситы предлагают «закрытый» вариант, при котором человек просто сидит в каюте и не может выйти на борт. По-моему, это неправильно. Наше судно рассчитано на 300 пассажиров, его скорость 20-22 километра в час, оно может выходить в прибрежные морские районы. Сегодня мы предложили рассмотреть наш проект  судоходной компании "Водоходъ".

- Вячеслав Валентинович, не совсем праздничный вопрос, но его нельзя не задать. В этом году у КБ "Вымпел" возникли определенные сложности с переизбранием Совета директоров. Расскажите подробнее о ситуации, как развиваются события сегодня?

Шаталов В. В.: - Давайте сначала все-таки поговорим о чем-то более праздничном и важном. В прошлом году нашему КБ исполнилось 85 лет, мы занимаемся в основном созданием наплавных мостов, вспомогательного флота по обеспечению кораблей топливом, вооружением, материалами. В последние несколько лет предприятие работает стабильно, с ежегодным темпом роста выпуска продукции примерно 15 - 20%. Последний успешно реализованный наш проект - судно для испытания торпедного оружия, построенное заводом «Волга». По нашим проектам строит Сокольская судоверфь, планируем в ближайшее время начать сотрудничать с Навашинским заводом. Корабли по нашим проектам делают в 15 регионах страны, на крупнейших судостротельных предприятиях Санкт-Петербурга, Красноярска, Выборга, Хабаровска и т. д.

Совсем недавно, в начале июня, широко освещалось знаковое для нашего флота событие - был спущен на воду первый за последние полвека военный ледокол «Илья Муромец». И я с гордостью могу сказать, что этот уникальный корабль был создан по нашему проекту!

Сегодня госзаказ составляет почти 90% от общего объема заказов нашего КБ. Коллектив загружен, КБ работает с прибылью.

Что касается проблем, которые возникли в связи со сменой собственника, то я уверен - в ближайшее время мы успешно справимся с ними. Ни о каком банкротстве предприятия речи не идет, напротив, уже видны перспективы на 2017 год. Пока сложно сказать относительно объемов заказов по гражданской продукции, но объем гособоронзаказа будет не меньше, чем в текущем году.

- Дмитрий Сергеевич, сегодня власти заявили о масштабной реконструкции всех четырех флотов. Успеют ли ваши корабелы справиться со всем объемом заказов? Да, и есть ли в планах городчан проект, подобный плавучему ремонтному доку для Азербайджана, который был завершен в прошлом году?

Савин Д. С.: - В этом году мы должны сдать четыре металлических и два железобетонных судна для нужд Министерства обороны и погранслужбы ФСБ РФ. Два судна уже сданы без замечаний. Работа по строительству остальных судов идет в строгом соответствии с графиком, к концу сентября должны спустить на воду и доставить заказчику все остальные суда.

Предприятие работает стабильно. В следующем году к сдаче планируется 6 судов для Минобороны и одно для ФСБ РФ. Но заказов, подобных плавучему доку для Азербайджана, среди них, к сожалению, пока нет. Впрочем, Министерство обороны России планирует до 2020 года поставить на вооружение российской армии 80 кораблей разного типа, не считая тех, которые успешно эксплуатируются сейчас. Поэтому, я думаю, скоро возникнет необходимость не только в плавучих причалах, но и в другом виде нашей продукции - плавучих доках. Тем более что мы по-прежнему остаемся единственным в России предприятием, которое не просто специализируется на железобетонных судах, но и может создавать причалы и доки, укомплектованные самым новейшим и уникальным оборудованием и механизмами.

К слову, док в Азербайджане вот уже полтора года находится в эксплуатации, с его помощью было отремонтировано более 40 судов. Никаких замечаний от заказчика не поступало.

- Сергей Вячеславович, нынешний год стал в каком-то смысле юбилейным для вашего предприятия,  АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» - в этом году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного инженера - Ростислава Евгеньевича Алексеева. Как будете отмечать праздник?

Платонов С. В.: - К юбилею выдающегося конструктора готовится много культурных и спортивных мероприятий, причем не только силами нашего КБ. В частности, уже напечатан первый том книги о Ростиславе Евгеньевиче. Книга выходит ограниченным тиражом и содержит в себе и биографию талантливого ученого, и воспоминания его коллег и учеников, и техническую информацию о его разработках. Планируются еще четыре тома. Скоро в Нижнем Новгороде состоится съемка массовой сцены кинофильма «Обгоняя время», посвященного научно-техническому и биографическому пути Ростислава Евгеньевича. Все желающие приглашаются к участию в этих съемках, которые пройдут в центре Нижнего Новгорода на Чкаловской лестнице 7 августа 2016 года в 12.00. Съемочная группа будет реконструировать «Открытие Чкаловской лестницы». Всю дополнительную информацию о фильме можно найти на сайте нашего предприятия. Не стоит забывать и о регате имени Алексеева. Мероприятий запланировано много, их проведение курирует лично губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев.

- Александр Николаевич, а востребована ли профессия кораблестроителя у современных студентов? Есть ли у судостроения, в том числе нижегородского, не только славное прошлое, но и светлое будущее?

Терехин А. Н.: - Нижегородский государственный технический университет ведет подготовку специалистов в области военного кораблестроения с 1921 года. Кроме того, со времен Великой Отечественной войны мы готовим инженерные кадры для предприятий артиллерийской отрасли, в том числе и корабельной, а с 1962 года - и специалистов в области корабельной ядерной энергетики.

За этот период мы подготовили более 25 тыс. инженеров и конструкторов для предприятий, производящих продукцию по заказам Военно-морского флота. Среди них имена-легенды в военном кораблестроении: создатель крылатого флота и экранопланов Р. Е. Алексеев, выдающийся конструктор ядерных реакторов, в том числе и для Военно-морского флота, основатель Опытного конструкторского бюро машиностроения И. И. Африкантов, основатель Зеленодольского проектно-конструкторского бюро А.В. Кунахович.   

Сегодня наш университет ведет целевую контрактную подготовку специалистов по планам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Госкорпорации «Росатом» для таких предприятий, как:

  • Конструкторское бюро «Вымпел»;
  • Центральное конструкторское бюро «Лазурит»;
  • Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева;
  • Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск);
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького;
  • Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник»;
  • Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И. И. Африкантова;
  • Центр судоремонта (г. Северодвинск);
  • Северо-Восточный ремонтный центр (г. Вилючинск);
  • Дальневосточный завод «Звезда» (ЗАТО Большой Камень).

Причем перечень специальностей и направлений подготовки по образовательным программам с военно-морской тематикой постоянно расширяется. Так, например, совсем недавно мы открыли новую программу подготовки магистров - «Энергетические установки скоростных судов», т. е. будем обучать специалистов для экранопланов и кораблей ВМФ на динамических принципах поддержания.

Проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров в области новых вооружений Военно-морского флота успешно решают созданные на многих предприятиях базовые кафедры и филиалы отдельных кафедр НГТУ. Например, в АО «ОКБМ Африкантов» успешно функционирует кафедра «Конструирование атомных установок», а в АО «ЦНИИ «Буревестник» - кафедра «Артиллерийское вооружение». В настоящее время эти кафедры включает в себя лекционные аудитории, аудитории курсового и дипломного проектирования, оборудованные магнитными досками, экранами и современными проекторами для демонстрации лекционных материалов в электронном виде. Студенты имеют возможность учиться в великолепных условиях, используя последние достижения технического прогресса, причем учат их ведущие специалисты соответствующих отраслей.

Наш университет активно взаимодействует со многими предприятиями в сфере научных исследований, направленных на совершенствование эксплуатационных характеристик многих видов вооружения ВМФ. Так, например, некоторые наши научные коллективы в последнее время выполняют следующие НИР:

- «Изучение маневренных качеств подводной лодки при ее погружении с обледенением корпуса» (по заказу Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»);

- «Модельные испытания поведения надводных судов и кораблей в различных ледовых условиях» (по заказам многих предприятий);

- «Разработка самоходной ледокольной приставки на воздушной подушке» (в рамках ФЦП Минпромторга России);

- научные исследования в области гидродинамики элементов корабельных ядерных реакторов (по заказу АО «ОКБМ Африкантов») и др.

С этой целью предприятия создают на нашей площадке свои научно-исследовательские лаборатории с самым современным оборудованием, позволяющим проводить уникальные эксперименты. Примером такого тесного взаимодействия служит созданная у нас по совместному соглашению с АО «ОКБМ Африкантов» научно-исследовательская лаборатория «Реакторная гидродинамика». Необходимо отметить, что к этим работам активно привлекаются студенты, получающие образование различного уровня - и в бакалавриате, и в специалитете, и в магистратуре. Участие наших студентов в научно-исследовательской деятельности помогает нам реализовать такой важный принцип, как «Образование через науку».

НГТУ является опорным вузом для АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Госкорпорации «Росатом» и включен в программы их инновационного развития, а наши специалисты регулярно приглашаются на заседания научно-технических советов этих корпораций. В состав учебно-методического объединения вузов по ядерной энергетике и технологиям избраны ректор НГТУ С. М. Дмитриев и директор института ядерной энергетики и технической физики НГТУ А. Е. Хробостов, а в состав учебно-методического объединения вузов по кораблестроению - ректор НГТУ С. М. Дмитриев и заместитель директора института транспортных систем С. Н. Хрунков.

Мы крайне заинтересованы в укреплении взаимодействия НГТУ с предприятиями, специализирующимися на выпуске современных образцов военно-морской техники, и, конечно, осознаем необходимость сохранения и развития научных школ и производственных баз, работающих на благо укрепления могущества нашего Военно-морского флота, который на все времена был и остается объектом национальной гордости.

12+

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Инга Евсеева

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Лирическая комедия "Про любовь"
15.12.2017
Режиссер-постановщик, автор песен — Анна АРТАМОНОВА (Москва) Художник...
Final Friday в Milo Concert Hall
15.12.2017
Последняя и самая громкая вечеринка года!

Городские жалобыПерейти в раздел