Олег Табаков в Нижнем: воспоминания работников театра "Комедiя"

Во время своих последних спектаклей народный артист прощался со зрителем
Автор: Екатерина Подвигина Корреспондент

Смерть Олега Табакова потрясла всю Россию. Он был знаком всем сызмала - по голосу кота Матроскина из "Простоквашино". А взрослея, зрители узнавали его по мощным ролям в театре и кино. А сколько известных артистов вышло из стен его театрального колледжа! Знаменитый театр "Табакерка", который у всех на слуху, исправно приезжал на гастроли в Нижний Новгород. Да и вообще, театральное сообщество нашего города в большом долгу перед Олегом Табаковым.

Очень много времени во время гастролей в Нижнем Олег Павлович проводил в стенах театра "Комедiя".

 

 

- Наш нижегородский театр «Комедiя» многим ему обязан. Благодаря ему проект нового здания театра получил Государственную премию России. Почти каждый год с 2000 года (а иногда и не один раз в год) мы принимали на нашей сцене гастроли «Табакерки», и каждый раз они становились важным событием городской культурной жизни, - рассказывает завлит театра «Комедiя» Анастасия Разгуляева.

 

Впервые «Табакерка», как называют её столичные зрители, побывала в Нижнем Новгороде в 1998 году, представив на сцене ТЮЗа «Последних» по пьесе Максима Горького. А спустя два года, в феврале 2000-го, театр показал «Обыкновенную историю» Гончарова и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и открыл этими гастролями новую сцену театра «Комедiя» на улице Грузинской.

В 2002–2004 годах гастроли в Нижнем Новгороде трижды проходили под заголовком «Нижегородская осень Театра под руководством Олега Табакова».

Нижегородцы всегда одними из первых смотрели новые спектакли театра — и всегда в год их премьеры. Так было со спектаклями «Два ангела четыре, человека», «Лицедей», «Воскресение. Супер», «Похождение…», «Женитьба Белугина».

В октябре 2017 года нижегородские театралы увидели «Матросскую Тишину» Галича в постановке Олега Табакова, премьерой которой в сентябре 2016 года была открыта новая сцена «Табакерки» в центре Москвы, а также спектакли «Безымянная звезда» по известной пьесе М. Себастиана и «Школа жен» Мольера в переводе Дмитрия Быкова, пользующиеся большой популярностью у москвичей. Но сам Олег Табаков уже не приехал...

Много теплых воспоминаний осталось от общения с Олегом Павловичем у директора "Комедiи" Дмитрия Коновалова. Они много времени проводили вместе во время визитов Табакова на нижегородскую землю.

- Я помню его впечатление, когда он впервые оказался на парадном входе нашего театра. У него челюсть отвисла  от необыкновенной красоты - арки, колонны, зеркальный потолок... А еще Табаков сказал, что у нас слишком хорошие и удобные кресла, на что я ответил: "Вы своим творчеством будоражите так, что люди не уснут даже в этих удобных креслах".

"Табакерка" стала первой гастрольной труппой, выступавшей в "Комедiи". 17 февраля 2000 года гастроли знаменитой студии начались спектаклем по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты", в котором роль главного героя Егора Глумова играл Сергей Безруков. В спектакле также были заняты актриса театра-студии Марина Зудина, актер МХАТа имени Чехова, народный артист России Евгений Киндинов.

- Олег Павлович любил вкусно поесть и всегда вымакивал хлебушком соус из тарелки, - вспоминает Дмитрий Иванович. - Помню, ездили в Семенов на фабрику хохломской росписи. Олег Павлович прошел весь цех от производства заготовки белья, то есть заготовки матрешки, до художников. Особенно ему понравился цех, где женщины расписывают. Они одну ногу ставят на подставку и на коленке расписывают матрешку. То есть такой цех "женских коленок".  У Олега Павловича было такое выражение лица умиленно-романтическое.

Табаков, несмотря на свою творческую натуру, был очень грамотным управленцем.

- Помню, как он умел быть очень жестким менеджером. Все, что касалось обязательств, денег - это был совсем другой голос, не Матроскина, а такой стальной. Однозначно трактуемые слова, фразы. Я многому научился у Табакова. Например, принципиальному формированию цен на билеты. Олег Павлович считал, что театр должен стоить дорого. Он рассказывал, как в военное время они с мамой, отказывая себе во многом, копили деньги на походы в театр. Когда к ним в Саратов приезжал московский театр,  они  собирали сбережения и позволяли себе купить билеты.

Также директор нижегородского театра перенял у Табакова некоторые принципиальные позиции относительно репертуара.

- Репертуар может быть благородно насыщен сложной драматургией, а может быть простым и доступным. Главное - театр должен быть успешным. Олег Павлович очень переживал, что некоторые спектакли нельзя показывать за деньги. Из десяти спектаклей как минимум восемь-девять должны быть понятны зрителю. А один может быть экспериментальным, но об этом надо предупреждать зрителей заранее, при продаже билетов.

Приключались с Олегом Табаковым в нашем городе и такие истории: то билет на самолет потеряет, то барсетку со всеми документами и банковскими карточками. Дмитрий Иванович помогал народному артисту "разруливать" эти неприятности.

- Однажды зимой приезжаем в 6 утра в аэропорт. Там все еще сонные... И тут оказывается, что билета у Олега Павловича нет. Потерял! Я пошел будить девушек в кассе, мол, так и так. Привез народного артиста. Они встрепенулись, начали причипуриваться, побежали автографы брать. Я говорю: "Все это замечательно, но билета на самолет у Табакова нет". В аэропорту я в тот день узнал, что есть такая должность - выпускающий. И, как оказалось, тогдашний выпускающий знаком с Олегом Павловичем  - они когда-то вместе летели в одном самолете. Тут же в базе выяснили, что билет на Табакова покупался, и он спокойно улетел.

Даже в азартные игры Табаков в Нижнем успевал поиграть.

- Был эпизод на Москарике. Приехали туда из гостиницы быстренько, с мигалками. Как оказалось, рано. Поезда на перроне еще не было.  Он осмотрелся и сразу принял решение идти через площадь в заведение "Вулкан". В то время там были игровые автоматы. Итак, времени 23.00, Московский вокзал, "Вулкан", соответствующая публика... Я превращаюсь в охранника, отвечаю за его жизнь Олега Табакова. А он так уверенно выбрал автомат и честно проиграл пять тысяч рублей. И тут некоторые посетители уже смекнули, кто это и потянулись за автографами. Табаков всегда давал автографы. "Хочешь-не хочешь, торопишься или опаздываешь, автограф всегда нужно дать", - считал он. По его мнению, это обязанность популярного артиста.

6 ноября прошлого года Дмитрий Иванович побывал в МХТ им. Чехова на спектакле с участием Олега Павловича. Это было совсем незадолго до того, как знаменитый артист попал в больницу. Наш собеседник считает, что во время спектакля Табаков уже прощался со зрителем.

- Тогда Олег Павлович уже был болен. Во время спектакля было сильное ощущение того, что он прощается. Это было с юмором, очень тонко. После поклона я заплакал...

фотографии предоставлены театром "Комедiя"

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (1)
Аватар пользователя Федор

Табаков умер в 2014 году когда заявил что ему не жалко украинцев, которых тогда расстреливал из Градов агрессор, когда-то называвший себя братом. Гори в аду, путинский холуй!

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Екатерина Подвигина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Коко Шанель: страницы жизни
24.06.2018
Действие спектакля происходит во Франции в первой половине XX века.
Балет "Жизель"
28.06.2018
В двух действиях

Городские жалобыПерейти в раздел