Александр Толстых: "Освоение космоса не в надежных руках"

Как Юрий Гагарин работал на "Красном Сормове", а нижегородец Байконур спасал
Автор: Екатерина Подвигина Корреспондент

Сегодня в России отмечается, пожалуй, один из самых значимых праздников современности. Ровно 57 лет назад первый в истории космонавт Юрий Гагарин провел 108 минут на орбите Земли. Именно с того дня на Земле пошел отсчет новой эпохи - эпохи покорения космоса.

«Самочувствие отличное. Настроение бодрое. Все проходит хорошо. Вижу Землю», — слова, которые сообщал на Землю советский космонавт Гагарин с борта корабля «Восток» все советские люди знали наизусть.

Юрий Гагарин на заводе "ГАЗ". Фото предоставлено пресс-службой завода

Первый космонавт на ГАЗе

У нижегородцев серьёзный интерес к космосу появился еще в конце XIX века, когда в 1888 году при Нижегородской мужской гимназии был открыт кружок любителей физики и астрономии. Нижегородские учёные внесли большой вклад в освоение космоса. Один из них – академик Всеволод Сергеевич Троицкий, проводивший исследование (радиолокацию) Луны и участвовавший в разработке космических программ НИРФИ. Также трудились и продолжают работать над выпуском передовой космической техники и экипировки космонавтов нижегородские заводы «Сокол», «Теплообменник», «Гидромаш».

А Юрий Гагарин в нашем городе был всего один раз. В феврале 1963 года Юрий Гагарин приезжал на завод ГАЗ, чтобы отремонтировать свою подарочную 21-ю «Волгу». Машиной занимался лично директор автозавода ГАЗ Иван Киселев. Остановился Гагарин в гостинице «Волна».

Кстати, водительское удостоверение Гагарин получал уже после полета в космос. Причем, права ему не подарили вместе с машиной, он сдавал экзамены "как все".
Была у Гагарина и служебная "Чайка" с водителем, но он любил ездить за рулем. Через два года после того, как стал автовладельцем, сам пригнал свою "Волгу" из Москвы в Горький, на ремонт. Во время своего визита в Горький он выступал перед работниками автозавода в ДК "ГАЗ".

"Волга" прослужила своему хозяину верой и правдой до его трагической гибели в авиакатастрофе. Больше в ремонте машина не нуждалась. В знак благодарности горьковчанам Гагарин каждый год поздравлял работников автозавода с их профессиональным праздником.

Юрий Гагарин на заводе "ГАЗ". Фото предоставлено пресс-службой завода

Кстати, вручать героям космоса автомобили, сошедшие с конвейеров "ГАЗа" стало традицией. Покорители космоса, как правило, сами приезжали на завод за машинами и покидали цеха уже за рулем новеньких "Волг". Но и тут не обошлось без истории. Автомобиль 38 советского космонавта Валерия Рождественского не доехал до Звездного городка своим ходом из-за неполадок. Напарнику Рождественского, горьковчанину Вячеславу Зудову пришлось брать коллегу на буксир.

Юрий Гагарин на заводе "ГАЗ". Фото предоставлено пресс-службой завода

Отрабатывали за Гагарина

Есть очень занимательные истории, которые связывают Юрия Гагарина с нашим городом. Известно, что в октябре 1941 года в селе Клушине, где он жил, совершил посадку боевой самолет. Мальчик, по наставлению матери, побежал отнести летчику еду и пригласить его переночевать в их доме. Так он познакомился с нашим земляком – Ларцевым. После своего полета Гагарин получил от него письмо:

«Я хорошо помню свою вынужденную посадку в селе Клушино, и среди помогавших тогда мне ребятишек особым старанием отличался вихрастый первоклашка Юра Гагарин. Я был уверен, что из мальчишки вырастет лётчик, но о космосе мы тогда только мечтать могли».

А вот еще одна история. 19-летний Геннадий Журавлев, работник завода «Красное Сормово»,  прочитал в газете биографию первого человека в космосе. Оказалось, что у них с космонавтом одинаковые специальности. Журавлев узнал, что Гагарин – обычный, рабочий парень. Тогда он предложил принять космонавта как члена бригады формовщиков на завод. И через четыре дня на их рабочем месте висел щит с надписью: «Здесь работает бригада коммунистического труда формовщиков, почётным членом которой является первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Все заработанные им деньги перечисляются в Фонд мира».

Норму за Гагарина отрабатывали другие члены бригады.

А буквально через неделю - 19 апреля 1961 года - их срочно вызвал директор «Красного Сормова» Михаил Афанасьевич Юрьев. Геннадию Журавлеву как главному инициатору протянули телефонную трубку. А на проводе - Юрий Гагарин!

- Я был в шоке. Состоялся очень интересный дружеский разговор. «Юрий Алексеевич!» - «Да какой я тебе Юрий Алексеевич. Просто Юра. Как тебя мама называет? Гера? Можно и я так тебя буду называть?». Я рассказал о своей жизни, о работе. Иду по вашим стопам, правда, я не лётчик, а музыкант. - «А я тоже на трубе играл», - рассказывал Юрий Журавлев в интервью Наталье Халезовой.

Спасение Байконура - дело рук нижегородца

Но никогда человек не оказался бы в космосе, если бы не труд тех, кто днями и ночами корпел над созданием ракет, а затем "учил" их летать. Бесценный вклад в освоение космоса внесли работники космодрома "Байконур", которые в большинстве своем оставались "за кадром". Один из них в настоящее время живет в Нижнем Новгороде.

Александр Сергеевич Толстых - полковник, зампредседателя нижегородского отделения Совета ветеранов Байконура служил на космодроме более 30 лет - с  1968 по 1994 год в качестве инженера-испытателя ракет "Протон", "Энергия-Буран". 

- Понимаете, о космонавтах сейчас говорят, а о тех людях, которые научили ракету летать, почему то не только забыли, а даже не вспоминают. Поколение испытателей 1941-1945-х годов рождения добилось того, того что в космос была запущены "Протон", а "Союз" до сих пор работает как добросовестная лошадка именно благодаря труду "пахарей" Байконура. Именно простые работники не уходили со своих мест, пока не убеждались в том что, можно запустить эту ракету.

На Байконур Толстых попал после окончания Пермского Высшего командного училища. Это было его желание, а не случайное распределение.

- Это было мечтой. Я хотел стать летчиком, но перед тем как ехать поступать в летное. пошел на озеро и простыл. Тогда отправился в армию, после нее - в училище.

А с 1992 по 1994 год Александр Сергеевич был заместителем главы администрации Байконура (тогда Ленинска). Работать на этой должности ему пришлось в самое трудное время, когда до космодрома уже никому не было дела. Но именно благодаря нашему собеседнику там все удалось сохранить.

- Я занимался вопросами передачи "Байконура" в аренду. Военных уже нельзя было там держать, так как территория принадлежала Казахстану. Но это уже никого не интересовало. Вот и пришлось мне, простому человеку, этим заниматься.  Хорошо, что тогда глава администрации рьяно взялся за дело и с помощью моих идей и наработок мы добились своего. А именно того, что "Байконур" остался России. Одним из вариантов спасения космодрома было создать на базе Байконура межгосударственную корпорацию. Из всех государств СНГ готовы были к этому лишь Россия и Казахстан. Но тогда Россия переживала не лучшие времена, а казахи не хотели отдавать в распоряжение русских свою площадку. И мы остались один на один с проблемой. Мне пришлось писать Борису Ельцину, доказывать.

В результате оставшихся военных демобилизовали, превратили в гражданских специалистов, а космодром на правах аренды взяла Россия.

- Когда я уезжал в 1994 году, разруха была полная. Затем я побывал там в 2004 году - уже был порядок. Мой сын работает в Роскосмосе, на "Байконуре" бывает регулярно, рассказывает мне, как там и что.

Вообще, Александр Сергеевич не особо любит рассказывать истории, связанные со службой на космодроме. Но с нами решил поделиться одной.

- Запустили "Протон", а он взял и взорвался. Мы бегаем по тайге в противогазах туда-сюда. Куда ни посмотришь - вроде как на тебя сейчас все упадет. Сил уже нет, те, кто постарше, бежать не могут. В голове мысль: "Сгорю заживо, но не побегу никуда больше". Но обошлось, все мимо прошло.

Несмотря на неоднократную угрозу жизни, наш собеседник ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с освоением космоса.

- Мне кажется, что если бы не наше поколение, то не получилось бы так хорошо ни с запуском ракет, ни с запуском спутников. Я очень горжусь тем, что причастен к этому. Но сейчас наше дело не в надежных руках, все рушится. Все начинать надо почти с нуля.  Спутники и ракеты уже устаревшие. "Союзы" скоро отойдут, "Протоны" уже почти отошли. И надо понимать что должна быть госпрограмма. Если не будет цели, то так и будем толкаться из угла в угол.

Александр Сергеевич обратился к подрастающему поколению:

- Ребята, у вас есть такая прекрасная возможность стать конструкторами-испытателями. Именно благодаря вам появились бы новые идеи, новые возможности для создания двигателей и компонентов. Надо новые ракеты и спутники делать. Вся надежда на вас!

 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (1)
Аватар пользователя Светлана Романова

с интересом прочитала материал, спасибо за тему))

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Екатерина Подвигина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Лучшие мотогонщики страны сразятся на «Нижегородском кольце»
21.07.2018
21 июля на автодроме «Нижегородское кольцо» пройдет IV этап...
Мотогонки RSBK 2018 в Нижнем Новгороде
21.07.2018
21 июля последняя возможность для зрителей Нижнего Новгорода увидеть...

Городские жалобыПерейти в раздел