Вчера Министерство транспорта России предложило установить стоимость проезда в общественном транспорте в зависимости от времени суток. От этом сообщают «Известия». Специалисты полагают, что изменение чревато повышением цены в час пик. Также известно, что право регулирования стоимости передадут регионам. О том, чем это может обернуться для Нижегородской области, мы поговорили с экспертами.
Что хотим, то и делаем
Федеральная пресса тиражирует две идеи. Первая: повысив стоимость проезда утром и вечером, власти будут обязаны понизить цену в дневное время, дабы компенсировать недовольство граждан. Вторая: изменения помогут «разгрузить» транспорт в часы пик, ведь, появятся граждане, которые, желая сэкономить, отправятся в путь днем.
Обе этих мысли опроверг доктор экономических наук, профессор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Руслан Вакуленко. По его мнению, никаких компенсаций от власти ждать не придется.
- Выборы президента прошли, губернатора избрали - теперь власти могут пойти на все, что им вздумается. Четыре года можно не быть хорошими, потому что от нашего голоса теперь ничего не зависит. Наша Нижегородская область отмечена тем, что налоги, например, автомобильный, всегда устанавливаются по максимуму. Это тенденция. Мы должны быть готовыми к тому, что, если на уровне РФ предложат некий разброс цен, наши депутаты примут его максимальное значение.
По мнению, эксперта, невозможно разгрузить общественный транспорт в час пик, поскольку в это время им пользуется преимущественно рабочий класс.
- Эта реформа, если она произойдет, ударит по наиболее трудоспособной части населения. Опять им хуже. Ты работаешь, так, давай, неси дополнительное бремя. Но сколько уже можно-то?
Перевозчики «за»
К настоящему моменту никакой конкретики в предложении Минтранса нет, поэтому перевозчикам трудно строить предположения о том, чем возможная реформа обернется для них. Однако, с тем, что цену пора повышать, перевозчики согласны.
- По нынешнему тарифу мы работаем, ладно еще в ноль, а бывает, что вообще в минус! Бензин, газ – все давно подорожало! Стоимость проезда не повышалась уже давно, с августа прошлого года. Проблему нужно решать глобально. Маршруты убирают и обрезают, но взамен никакой муниципальный транспорт не выходит. Департамент ничего с этим сделать не может, и, думаю, не сделает.
К группе компаний «Трансковъ» относятся городские маршруты Т-31, Т-37, Т-41, Т-47, Т-72, Т-324. Перевозчик выражает опасения, что нивелировать недовольство пассажиров власть попробует за счет транспортных компаний.
Экономист Руслан Вакуленко с этим мнением отчасти согласен. По его убеждению, в случае принятия инициативы Минтранса, власти введут дополнительные налоги для частников, чтобы те «особо не разбогатели».
Еще один негативный эффект Руслан Вакуленко видит в расслоении общества, которое, без сомнений, последует за введением динамичного тарифа.
Шаткая экономика
Подоплека у идеи Минтранса, по мнению экономиста, одна: необходимость закрыть дыры в бюджете. Проистекает она из шаткого положения российской экономики.
- Взять, к примеру, повышение цен на бензин. Много раз об этом говорили: за границу, пожалуйста, продавайте по любой цене, но внутри страны зафиксируйте стоимость! Наше государство все время повышает внутренние акцизы, толкает олигархов к тому, чтобы они дополнительно накручивали цену для собственной выгоды. А взять ту же пенсионную реформу? Только нефть позволяет государству держаться, но оно ходит на грани.
Помимо всего, динамичный тариф потребует технического переоборудования: нужно будет заменить или перепрограммировать турникеты в метро и кондукторские терминалы. Однако, это не кажется чем-то недостижимым на фоне того, что прямо сейчас в России тестируется оборудование, которое позволит оплачивать проезд при помощи сканирования лица.
Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал «Известиям», что ведомство разрабатывает биометрическую систему распознания лиц, которая, при посадке человека в автобус, будет автоматически списывать деньги с его банковского счета.
Звучит, как научная фантастика, к тому же, неизвестно, как будут поступать с теми пассажирами, кто не имеет банковского счета. Понятно одно: власти сильно пекутся о своих доходах от общественного транспорта.
Предложение Минтранса будет рассмотрено в правительстве страны, вопрос обсудят в комплексе мер по развитию городского транспорта.
Читайте также: первая «Умная остановка» в Нижнем Новгороде появится у ННГУ имени Лобачевского.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!