Архитектурное наследие Чаадаевки

Автор: Ira Maslova Городской журналист

Мы заканчиваем цикл статей об исторической планировке Московского района. Сегодня речь пойдет о Чаадаевке. 

Первые капитальные дома

До войны центральная ось поселка - улица Чаадаева - была застроена всего несколькими домами по красной линии. Самыми первыми появились “лежачие небоскребы”, дома 24 и 26. Всего три этажа и большая длина вызывают улыбку у местных жителей, дома даже не перпендикулярны улице и стоят без связи с окружающей застройкой. Нельзя сказать, что пара длинных домов образует ансамбль и встраивается в логику застройки, но можно отметить особый характер пространства между двумя живыми стенами.

Фото Елисея Козлова.

Следующими появились дома 10 и 12, в 1933-м и 1936 году они тоже встали торцом к улице, но здесь уже четко соблюдается перпендикулярность линий. Два дома длинны почти так же, как первые “небоскребы”, имеют уже не 3, а 4 этажа. Их пропорции более гармоничны. Фасад имеет скромное членение пилястрами на несколько частей. После войны в 1949 году между двух четырехэтажек встает еще один корпус. Новый дом замыкает пробел между торцами, и на улице появляется ансамбль из трех корпусов. Связь между зданиями не выражена в стилистически ярком оформлении, но единство улавливается четко. Во внутреннем дворике у нового корпуса срезаны углы, чтобы не затенять окна двух существовавших зданий.

Фото Елисея Козлова.

Центр посёлка Орджоникидзе

В 1938–39 годах на улице была возведена еще одна пара домов, отличающаяся особым качеством и яркими стилевыми признаками постконструктивизма. Через два года ансамбль дополнил корпус, вставший между ними, на этот раз не по линии улицы, а в глубине. Такая планировка позволила создать из внутреннего двора сквер, обращенный на улицу. Жилые дома имеют не характерный для ампира темный цвет, глубокий и ненасыщенный бордовый. Пластика фасада создается не за счет декоративных пилястр, а благодаря чередованию объемов. Из декоративных элементов ампира используются только самые необходимые – руст на первом этаже для того, чтобы подчеркнуть прочность основания, и карниз над техническим этажом, чтобы четко обозначить контур здания. Выбранное решение лаконично и выразительно. Интересно оформлены лестничные пролеты в углах здания. Остекление на всю высоту этажа и срезанные углы также характерны для постконструктивизма.

 

Дом культуры

ДК Орджоникидзе. Фото: Дима Четыре

ДК Орджоникидзе

Спустя десять лет, уже после войны, заданное решение было поддержано устройством площади напротив этого элитного жилого дома. По типовому проекту был выстроен Дом культуры имени Серго Орджоникидзе, слева и справа от него встали два дома мастера архитектуры Александра Яковлева. Дом культуры имеет яркую черту - колоннаду перед входом, которая создает своеобразный тамбур, буферную зону. Еще не находясь внутри, ты уже проникаешься логикой здания. Перед входом, перед колоннадой – еще одна пространственная пауза, небольшая площадь.

Яковлевский дом. Фото: Дима Четыре

 

Яковлевский ансамбль

Два жилых дома ориентированы на центральный объем ДК Орджоникидзе, композиция подчинена строгой симметрии. План здания формируют два направления: вдоль по улице Чаадаева и параллельно площади (перпендикулярно жилой улице). Вдоль проезжей части фасад ровный, некоторые акценты создают ряды балконов с аттиками над ними и выделенные рустом углы. Со стороны площади фасад дополнен усложненной формой – выступающей боковой частью с лестницей. Здание не украшено пилястрами, которые бы придавали членение однообразному объему, стиль создается за счет разнообразного оформления окон. На первом этаже все оконные проемы окружены широкой аркой, на втором и третьем чередуются окна с сандриками и без них (сандрик – это небольшой карниз над окном). Традиционная гамма верно подобрана для жилого здания, на теплом желтом фоне выделены светлым декоративные элементы. В образе дома отсутствует пышность, характерная для номенклатурного жилья.

Дом быта

Торговый центр в здании Дома быта

Детский городок на улице Баранова

Улица Мечникова

Левинка, 30

К признанным объектам культурного наследия в Московском районе относится только дом Нефтегаза. Несколько зданий обладают ценностью, но не включены в официальные списки: дома 30-х и 50-х годов на Чаадаева (10, 12, 14, 16, 18, 20, 27), старый Дом культуры «Победа» (ул. 50 лет Победы, 18) и еще одно здание, удаленное от обоих центральных микрорайонов.

Задолго до первой пятилетки на территории будущего Московского района существовали нефтеперерабатывающие заводы. На берегу Волги за Сормовским шоссе с XIX века работал завод Красное Сормово, там же – первый нефтеперерабатывающий завод Тер-Акопова, связанный железной дорогой и водопроводом из речки Левинки с промышленностью около Калининского поселка. Вдалеке от остальных жилых центров и реки был организован поселок Левинка. От первых жилых строений осталось только одно, более старое, чем заводские дома в двух других поселках. Дом № 30 был построен в 1926 году. Это уникальный для Нижнего Новгорода пример архитектуры провинциального ар-деко. Здание нетипично для конструктивистских поисков и для построек соцгородков при заводах. В небольшом жилом доме воплотились черты интернационального стиля архитектуры, на короткое десятилетие захватившие умы проектировщиков послереволюционного периода. Здание делают особенным и большие квадратные окна, задающие четкие пропорции трехчастного фасада. Два подъезда делят дом лаконичными выступами, окна лестничной клетки вытянуты так, что незаметна разница уровней между этажами. Входы в подъезд оформлены строго и изящно – вытянутые пропорции, последовательность элементов друг над другом. Окна и углы здания очерчены рельефными выступами, что придает строгость и выражает продуманность отделки без излишеств. Декоративность проявляется на двух аттиках над входами в подъезды. Полукруги, прорезные детали в форме шнурков и треугольные сандрики над верхними окнами имеют несколько эклектичную природу, основываясь и на течениях модерна 1910-х, и на эклектичных принципах 1890-х, но имеют ярко выраженное тяготение к стилю ар-деко. Дом стоит совершенно обособленно от каких-либо градостроительных ансамблей.

Фото Елисея Козлова.


Символ Московского района, истребитель МиГ–15. 1985 год

Монумент авиаторам-авиастроителям — Истребитель МиГ-15. Фото: Алёна Бассилос

 

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (1)
Аватар пользователя EmaGono

Une mesure prise par un college de medecins. http://lenitsky.com/ Cette lecture est aussi critique.

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Ira Maslova

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Обсуждение учения Гегеля о человеке
17.12.2017
Вопрос "Что такое человек?" всегда будоражил умы людей. Кто ты? Зачем...
На сцене театра драмы "Незнайка учится"
17.12.2017
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики...

Городские жалобыПерейти в раздел