Выставка московской художницы Алисы Йоффе «Адрес?», открывшаяся в галерее FUTURO, это сложное по ощущениям пространство с холстами и абстрактными рисунками. Сама Алиса не любит причислять себя к какому-то направлению или движению в современном искусстве, считая это рамками. Зато с удовольствием рассказывает, как создавались работы.
- Это моё движение и мои работы. Я не хочу формировать какое-то направление. Когда говорят – опишите направление или жанр в котором вы работаете, я думаю это то, с чем художник будет бороться, потому что это некий маркер. Есть понятие «Современное искусство». Это искусство, которое производится сейчас, художник рефлексирует относительно того, что он делает, чем он занимается.
- И чем вы занимаетесь, если следовать вашей квалификации?
- Я художник, который живёт в 2019 году, я живописец, то есть я работаю с краской и в этой выставке я подхожу к полотнам как к объектам. Есть полотна, но они не вставлены в рамы, как мы привыкли. В одном случае холсты как бы упали друг на друга, словно столкнувшись, в другом преграждают выход на балкон фальш-стеной. Я приглашаю зрителя прогуляться по экспозиции, выстроенной мной, где картины объекты создают определенные ситуации, в которые зритель попадает.
- Как рисовали? Какие технологию используют современные художники сейчас?
- Везде я использовала диджитал - картинки, которые нарисовала сначала на айфоне, а потом через проектор перевела на большие носители, полонта. Прозрачное полотно, натянутое на подрамник, брезент на полу, свернутые и подвешенные полотна. Разные. Вот на полу лежит картина, нарисованная на брезенте, тяжёлая ткань, яркие розовые цвета, и моё имя, это отсылка и к коврам напольным, образы с выставки в Берлине, и к брендам, которые пишут название прямо на продукции. Я создавала это произведение в торговом центре Небо и пока поднималась наверх, в помещение, где рисовала, по дороге видела бренды, торговые марки, и это тоже наложило отпечаток на картину. Другое полотно согнуто пополам и подвешено к потолку на розовом ремне. Это тоже был фон, чтобы нарисовать на нём увеличенную статуэтку из египетского отдела нового музея в Берлине.
- Люди обязательно должны понимать то, что они видят в экспозиции? Им нужны объяснения того, что хотел сказать художник?
- Совсем необязательно. Я за то, чтобы человек чувствовал что-то своё, чтобы человеку не подсказывали, что он должен увидеть. Я как автор, могу рассказать как я это делала и что чувствовала, но человек , приходя в галерею, должен сам заполнить пустоту восприятия смыслом, который он увидит в работах. У всех рождаются ассоциации. Для кого-то это не ковёр, а что-то другое. Я вообще люблю, когда искусство абстрактно и позволяет зрителю фантазировать.
- Вся экспозиция создавалась здесь, в Нижнем Новгороде?
- Да. Эскизы я делала раньше, но картины все здесь. Образы внешние, я привезла их – что-то из Берлина, что-то из Москвы. Как проезжий художник, который нарисовал то, что видел где-то извне. То, что я увижу здесь, я нарисую ещё где-то. То есть выставка не вдохновлена Нижним Новгородом, но я думала об этом пространстве. И всё здесь для меня связано с движением. Экран пропускает сквозь себя свет, ковёр отсылает к кочевничеству, на одной из картин цыгане, на паре картин машины, которые столкнулись. И выставка позволяет двигаться, идти мимо экспозиции. Нижний, река опять же…движение. Для меня очень важно захватить дух времени и передать состояние культуры сейчас.
Как долго смогут видеть экспозицию нижегородцы?
- До 23 февраля. Два месяца. И ещё я хотела организовать дискуссию с Игорем Мухиным. Он документирует процесс создания картин и мы с ним давно работаем. Он не смог быть на открытии и я надеюсь мы увидимся здесь и устроим публичные обсуждения процесса и движения в этом процессе. Очень интересно его мнение как фотографа документалиста. Так что экспозиция не будет пуста. Будем обсуждать и взаимодействовать.
Автор: Роман Голотвин
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!