Русская актерская школа считается образцовой и используется во всем мире. Однако немногие российские актеры решаются попробовать свои силы за пределами страны, в том числе в Голливуде. Уроженка Нижнего Новгорода Наталья Бергер, известная по фильмам и сериалам "СеняФедя", "Со дня вершины", "Тонкие материи" и "Любовь по найму" попробовала. И не прогадала. «Открытый Нижний» пообщался с девушкой и узнал у нее, чем работа на «Фабрике грез» отличается от съемок в российском кино, как научиться говорить по-английски без акцента и насколько важна для актера удача.
Стать актрисой Наталья решила еще в детстве.
"У моих родителей очень творческая компания. Они всегда ходили в походы. И часто делали постановки в кругу друзей. Собирались прямо на природе, ставили стульчики. И одна часть компании была на «сцене», а другая наблюдала за происходящим из «зрительного зала». Но все было серьезно, с костюмами и декорациями, которые тоже делали сами. У них была традиция: каждый год ко дню рождения Пушкина ставить одну из его сказок. И однажды, когда мне было года четыре, мне в одной из постановок дали роль гонца. Я так ответственно к ней отнеслась, так серьезно готовилась и в итоге так ее сыграла, что после этого мне давали только главные роли. Года через два после одного из таких спектаклей – «Сказка о мертвой царевне» - мама снимала видео. Кстати, она работала редактором и ведущей на телевидении. И тогда она взяла у меня шуточное интервью, спрашивала про следующие спектакли, про репетиции. Интересовалась, буду ли я актрисой, когда вырасту. А я в это время сидела, ела курицу и говорила в нее, как в микрофон. И на полном серьезе рассказывала о своих творческих планах и о том, что вообще-то я уже актриса, ведь я уже репетирую и играю. Я действительно с детства поняла, что мне это нравится", - рассказала Наталья.
Компания родителей действительно оказала большое влияние на дальнейшую судьбу Натальи. Благодаря ей девушка не только смогла определиться с профессией, но и увлеклась творчеством вообще. При поступлении в театральное она пела те песни, которые играл под гитару ее отец во время тех самых походов.
Правда, несмотря на то, что Наталья довольно рано поняла, кем хочет стать, ни в какие театральные кружки и студии в Нижнем Новгороде будущая актриса не ходила.
"Я училась в 13 гимназии, лингвистической. Ходила в музыкальную школу, занималась фортепиано и вокалом. От гимназии часто участвовала в конкурсах чтецов, в которых постоянно побеждала. Но чтобы прямо ходить в какой-то кружок – такого не было", - отметила актриса.
Судьбу Натальи решил случай. Когда девушка училась в 9 классе, в Нижний Новгород в поисках талантов приехал Олег Табаков.
"Мечтать-то я мечтала с детства. Но, как и многие, учась в 9 классе, не до конца понимала, чего хочу. И уж точно не собиралась в 15-16 лет переезжать в Москву. О том, что Олег Табаков с актерами из МХАТа приезжает отбирать ребят, нам рассказали в школе. Я решила пойти. Они были в городе всего один-два дня. А желающих было очень много. Даже из Владимирской области к нам приезжали. Я отсмотрелась и забыла об этом, ни на что не надеясь. А через какое-то время бабушка, которая у меня любит сидеть в интернете, нашла информацию, что я в числе восьми счастливчиков, которых отобрали для дальнейшего конкурса", - поделиась Наталья.
Так Наталья оказалась в Москве. В театральном училище Олега Табакова девушка стала постигать азы актерской профессии. А после окончания поступила в Щукинский институт.
Одна из первых ролей в кино актрисе тоже досталась благодаря воле случая.
"Я ходила на пробы в фильм «Молодая гвардия», и мне нужна была аудитория на третьем этаже на «Мосфильме». Но я перепутала этажи и вошла в ту же дверь, только этажом ниже. Так меня увидела продюсер другого проекта и предложила прийти на пробы к ним. Это был фильм «Со дна вершины» с Владимиром Вдовиченковым и Нонной Гришаевой. И меня взяли", - рассказала Наталья.
После окончания вуза Наталья попала в «Театр у Никитских ворот» и довольно стремительно начала театральную карьеру.
"Я сыграла Бедную Лизу, Джульетту. Вообще мне там давали очень хорошие роли. Главные. Для московских театров, когда у тебя нет связей и знакомых, это очень здорово", - отметила девушка.
Актрисе даже предлагали попробоваться в Ленком. Но успешно начавшейся театральной карьере девушка предпочла «Голливуд». Наталья сделала документы и отправилась покорять мировой кинематограф в США.
"Я понимала, что мне хочется чего-то еще. Хочется увидеть мир. И попробовать себя в кино. Еще учась в Щуке, после второго курса, я ездила в Америку, чтобы пройти актерские курсы Ли Страсберга. И остро почувствовала разницу между обучением. Точнее, разницу в отношении к ученикам. В России, в основном, действует метод кнута. Тебя готовят к суровым реалиям жизни, к тому, что тебе не всегда будет легко. Заставляют доказывать свою нужность в этой профессии. Я знаю ребят, кто приходил в вуз открытым, раскрепощенным и уверенным. А такое обучение добавляло им комплексов и переживаний. В Америке все иначе. Они очень уважают русскую школу театра, систему Станиславского. Но подход к студентам совершенно другой. Они уважают твое человеческое достоинство, не воспитывают, не переходят на личности, никогда не повышают голос. А у нас это считается частью воспитательного процесса. Я не говорю, что там лучше и правильнее - просто нужна золотая середина. Еще у нас в театральных вузах очень отрицательно относятся к съемкам. Студентов просто не отпускают сниматься. Это считается забавой, развлечением. А все время, которое отведено на учебу, должно посвящаться только ей. И на выходе, несмотря на формулировку в дипломе «Актер театра и кино», многие просто не знают, как вести себя на съемочной площадке перед камерой. Кино уделяется всего пара теоретических лекций на втором курсе. А ведь именно этим многие в итоге зарабатывают себе на жизнь", - рассказала актриса.
Несмотря на то, что Наталья получила хорошее актерское образование, девушка не считает диплом об окончании вуза необходимым для успеха в профессии.
"На самом деле, это очень сложный вопрос. Оканчивать можно все ,что угодно. И потом не работать. Саша Бортич, которая сейчас очень активно снимается, вообще не оканчивала театральный вуз. И таких примеров полно. На пробах мы с ней разговаривали на эту тему. По сути, если ты работаешь, и у тебя получается, образование не так необходимо. Но школа очень выручает, дает технические базовые навыки. И школу жизни", - отметила нижегородка.
Проработав полгода в театре, Наталья сделала рабочую визу в США. Сейчас актриса находится в Америке. Чтобы узнать, как действовать, поначалу она просто писала людям в социальных сетях.
"Я просто находила людей, которые работают в индустрии, на «Фейсбуке» и писала им. Просила дать совет, спрашивала, с чего начать, что нужно делать, как они начинали свой путь, что им в свое время помогло. Прямо делала такие небольшие интервью. В итоге поняла, что самое честное и правильное – сделать рабочую визу. И, раз уж получила документы, решила пытаться здесь. Подумала, что в случае чего всегда смогу вернуться. И пока вот у меня так потихонечку, маленькими шажочками что-то получается. Сейчас я хожу на пробы и снимаюсь в разных проектах. При этом параллельно записываю пробы в Россию. Есть возможность работать и там, и там!, - рассказала девушка.
Учеба в лингвистической гимназии не прошла даром. Ведь главное, что нужно при работе за границей – знание языка.
"Это постоянная практика. Конечно, на иностранном языке, даже если его хорошо знаешь, сложнее играть, чем на родном. Потому что свой язык ты чувствуешь сразу. На русском я могу прочитать сценарий и сразу понять суть. Я уже понимаю, что происходит с эмоциональным состоянием героини. А здесь нет. Здесь нужен более внимательный разбор. В первую очередь, я должна понять, что происходит с персонажем, от и до. Все эмоции, переживания. В актерской игре на любом языке главное – это то, что за словами, а не в словах. Ты играешь внутренний подтекст, как и в жизни. И вот как раз его нужно понять. А потом уже я тупо зубрю текст наизусть, чтобы он отскакивал от зубов. А дальше просто репетирую сцену, стараясь делать так, чтобы слова рождались. Чтобы я не думала о том, что и как сейчас надо сказать, не боялась, что говорю с акцентом. Кстати, по поводу акцента. Если ты эмоционально подключаешься к роли, погружаешься в персонажа, текст идет искренне, акцент практически полностью уходит", - поделилась Наталья.
Но отличия между актерской игрой в России и в Америке есть не только в языке.
"На съемочной площадке время очень ограничено. И в США актеры работают очень технично, четко. Здесь приходишь на пробы, и за три минуты тебе со стеной нужно сыграть сцену, в которой должны быть задействованы пять человек. И нет никаких режиссеров, как у нас на пробах, которые с тобой все обсуждают, дают советы, как надо сыграть. Нет. Ты просто приходишь, у тебя три минуты, куча текста на другом языке, и ты должен это сделать круто, профессионально, со всеми сменами эмоционального состояния, смехом. слезами. Все четко. Потому что все всё будут делать четко. И выбора у тебя нет. Это характеризует для меня нашу школу как более духовную и глубокую. У нас более душевные, психологические спектакли. А с другой стороны, в США ты смотришь на людей и веришь им, даже если какие-то вещи они делают на технике", - рассказала актриса.
Есть различия и в общении и поведении людей.
"Американцы меньше выражают истинное настроение и стараются быть улыбчивыми, чтобы соблюдать комфорт для человека, с которым они разговаривают. Но не всегда ты можешь понять искренность намерений людей, которые с тобой общаются. В России мало кто скрывает свои искренние эмоции. В США общество старается не грузить тебя своими проблемами. Быть к тебе приветливым, положительно настроенным. Но искренность увидеть за этими улыбками и фразами очень сложно. А вообще Калифорния очень многонациональная, поэтому здесь очень все по-разному. Все со своими традициями, культурой. Поэтому я даже не знаю, про кого можно сказать «истинный американец», - поделилась Наталья.
Конечно, уехать на другой конец земного шара, чтобы попытаться начать карьеру, - это довольно рискованный шаг. Тем более в такой зависимой от обстоятельств профессии. По мнению Натальи, это основная причина, по которой немногие российские актеры решаются попробовать свои силы за рубежом.
"Близкие родственники всегда меня поддерживали. А дальние говорили: «Наташа, что это за профессия такая? Она ненадежная». А я считаю, что это прекрасная профессия, которая дает очень много возможностей. Да, она не такая стабильная, как в офис ходить. Но это и делает ее интересной. Вообще я думаю, что непросто начать этим заниматься. И документы, и язык, и страхи всевозможные, и общественное мнение. Потому что все говорят, что если ты из России, то ты там никому не нужен. Пока кто-то не сделает, не докажет обратное, все будут продолжать так говорить", - отметила девушка.
На будущее Наталья предпочитает не загадывать. Просто хочет делать то, что ей нравится. А в какой стране – не так важно. Но помечтать тоже себе позволяет. Например, о том, с кем хотелось бы поработать.
"Вообще я не снимаюсь в массовках, но тут недавно пошла. Потому что очень хотела посмотреть на работу Мэрил Стрип. Видела объявление и решила, что все равно, сколько мне заплатят, я должна на нее посмотреть! Это были съемки мюзикла о бродвейской звезде, которую, собственно, она играла. А мы были как бы театральной публикой. Сначала на площадке работал дублер, а я все никак не могла понять, Мэрил Стрип это или нет. Смотрю, вроде и похожа очень: каждое движение, каждый жест, каждый взмах руки – а вроде совсем другая. Но потом вышла Мэрил в красном платье в пол. И у меня промелькнула мысль: «Боже, как я могла подумать, что дублер – это она?». Потому что все люди, которые были на площадке, затихли при ее появлении. От нее исходит такая удивительная положительная энергетика. У нее такая искренняя улыбка! Что редко увидишь, например, у наших актрис на каких-то фестивалях и мероприятиях. Для меня она долгое время существовала только на экране. А тут стояла на расстоянии вытянутой руки. Мы с ней друг другу улыбались, и для меня это было вдохновляюще. У меня слезы были на глазах, потому что она действительно человек, которого я уважаю за то, как она делает свою работу. И хотелось бы ориентироваться на такую актрису и в плане ролей, и в плане умения держать себя на съемках. Конечно, неплохо посниматься и у "Marvel", для удовольствия. Но в целом хочется работать в более серьезных картинах. Конечно, хотелось бы с Леонардо ди Каприо и с Бредом Питтом поработать, как же без них! "(смеется)
Несмотря на блестящее образование и хорошее начало карьеры, Наталья считает, что успех в профессии больше всего зависит от удачи.
"85, даже 100 процентов успеха – это удача. У тебя может все быть: талант, образование – но без элемента везения будет сложно.", - считает девушка.
Хотя Наталью от родного города отделяет океан, о Нижнем Новгороде она не забывает. И старается бывать здесь несколько раз в год.
"Я была на Gorky Fest летом, заезжала домой, потом была на Новый год. То есть раз в полгода на пару недель точно оказываюсь. Приезжаю всегда к родителям, к семье. Люблю ездить на дачу на Горьковском море. В детстве очень любила кататься с папой у НИИИСА на сноуборде и горных лыжах. Очень люблю гулять по Верхневолжской набережной, где я выросла. Столько воспоминаний связано с этой улицей! И школа моя там рядом", - поделилась Наталья.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!