28 марта считается днем рождения стиральной машины. В это трудно поверить, но первое появление этого необходимого в быту устройства датируется 1797 годом. Конечно, та стиральная машина имела мало общего с современными агрегатами, но самый первый прототип этого вида бытовой техники появился именно в конце 18 века.
Дореволюционный холодильник, деревянный велосипед, штурвал от теплохода из фильма «Жестокий романс» - «Открытый Нижний» пообщался с основателем Нижегородского технического музей Вячеславом Хуртиным и узнал, какие необычные экспонаты хранятся в Нижнем Новгороде.
1. Нижегородский тарантас.
Один из первых экспонатов, встречающих посетителей музея. Представляет собой четырёхколёсную конную повозку на длинных дрогах, которые амортизировали транспортное средство и уменьшали тряску во время поездок. Тарантас был распространен в России в первой половине 19 века:
Я таких нигде не встречал, в таком состоянии он остался один в природе, - рассказывает Вячеслав Хуртин, - Он, конечно, реставрировался, но тем не менее, дошел до наших дней. Тарантас всегда удивлял иностранцев своей конструкцией. Вместо привычных рессор в нем установлены палки, выполняющие функцию амортизаторов. Потому кататься на нем было достаточно комфортно: ездили и купцы, в том числе и на Нижегородскую ярмарку.
Позволить себе поездки на таком средстве передвижения в дореволюционной России мог далеко не каждый. Стоимость тарантаса была по карману только достаточно богатым нижегородцам.
Кроме удобства отмечается также простота конструкции. Сама корзина, где должен был находиться пассажир, была сплетена из веток, дно застилалось соломой. Если корзина получала повреждения или просто изнашивалась со временем, то починить ее не составляло труда из-за доступности материалов и изначальной простоты конструкции.
Примечательно также, что представленный тарантас был изготовлен нижегородскими мастерами. Несмотря на то, что процесс изготовления проходил по одному чертежу, из-под руки каждого мастера выходил тарантас, отличающийся от других.
2. Керженский ботник.
Удивительное судно, внешне напоминающее индейское каноэ, было выполнено мастерами из керженских окраин. Чтобы изготовить такой ботник, специалисты подбирали осину, ствол который имел определенный диаметр. Обязательным условием был спил дерева в зимнее время года. Перед работами дерево предварительно замачивали, а затем вешали над костром. При этом осина раскрывалась, как листик, после чего в цельном куске дерева необходимого размера мастера целиком выдалбливали лодку.
При осмотре можно заметить, что ботник действительно не имеет ни одного шва или стыка, что действительно говорит о том, что перед нами судно из цельного куска дерева. Кроме того, лодка идеально сохранилась. Но это обусловлено тем, что она фактически не видела воды и бережно хранилась на чердаке у одного из нижегородцев.
Также стоит отметить, что технология по изготовлению таких ботников является нижегородской. И, кстати, на Керженце до сих пор живет мастер, хранящий секреты изготовления таких осиновых судов.
3. Трактор «Фордзон-Путиловец».
Первый советский трактор. Изготавливался в СССР с 1924 по 1932 год. Отмечается, что изготовлено их было совсем немного, и до наших дней дошло крайне мало таких тракторов:
Их практически не осталось. Вот этот трактор предположительно 1928 года выпуска. За все время было выпущено примерно 40 тысяч таких. У трактора интересная компоновка. Он не имеет несущей рамы, ей функцию выполняет трансмиссия вместе с двигателем.
Особенность этого трактора, которую можно также угадать по его названию, - это то, что он сделан из разных запчастей. Блок двигателя отлит на заводе «Красный путиловец», о чем указывает соответствующее клеймо. На соседней запчасти же уже выбит знак «Ford» - она была поставлена из Америки.
4. Башенные немецкие часы.
Часы были выпущены в Германии в 1829 году. Они были установлены на одной из немецких церквей, однако их ждала бы незавидная участь, если бы один из местных жителей не спас часы и не сохранил для потомков. Затем их выкупил нижегородский технический музей для выставочного зала:
Эти часы интересны тем, что они имеют четвертной бой. Они бьют каждые 15 минут и каждый час. Кроме того, они полностью откованы часовщиком-кузнецом, тут нет ни одной точеной детали. Все шестеренки для них были выкованы вручную.
Отмечается, что в России часы практически не изготавливались. Например, в 19 веке часы могли собираться только из иностранных деталей. Большой вклад в этом направлении внес Иван Петрович Кулибин, а также мало кому известный нижегородский часовщик Гусев. Последний, кстати, написал книгу по ремонту часов, которая в дальнейшем помогла не одному часовщику.
5. Деревянный велосипед.
Разработка необычного средства передвижения принадлежит нижегородским мастерам. В музее отметили, что второго такого нет нигде.
К решению о замене всех основных запчастей из металла на дерево специалисты пришли, чтобы сделать велосипед более доступным для всех. Создать его удалось в 20 веке, тогда все велосипеды привозили в Нижний Новгород из-за рубежа, и стоили они баснословные деньги. По последним данным, средняя стоимость заграничного транспорта оценивалась в сто рублей (около 150 тысяч рублей на современные деньги). Велосипеды, производившиеся в России, стоили не дешевле. Они также изготавливались из иностранных частей - чаще всего из английских.
Для популяризации этого вида транспорта нижегородцы решили купить всего две металлические детали за рубежом (цепь и покрышки), все остальное умельцы изготовили своими руками. Именно это и сделало транспорт уникальным:
С ним, кстати, связана интересная история. Он уехал из нашей губернии в Москву и попал к одному коллекционеру. В результате, нам пришлось долго возвращать его на родину. Но с этим коллекционером мы потом подружились и до сих пор общаемся, - вспоминает директор музея.
6. Древний токарный станок.
Именно этот станок был представлен в ранних энциклопедиях 18-19 века в виде гравюр. Примечательно, что на данном станке можно было не только обтачивать различные деревянные изделия, но и работать с металлическими заготовками. Мастера могли даже наносить на нем резьбу на свои детали. Внутри имелось несколько шаблонов, которыми специалисты могли пользоваться во время своей работы. Отмечается, что для станков такого раннего типа (1770 год) это было не характерно, что и делает его таким уникальным экспонатом, дошедшим до наших дней.
7. Дореволюционный холодильник.
С виду он напоминает прикроватный столик или тумбочку, однако изнутри был выстелен оцинкованными листами, а также имел специальную камеру для установки льда.
Как и упомянутая выше стиральная машина, он мало чем схож со своими современными аналогами, однако возложенные на него функции тогда выполнял исправно. Холодильники в дореволюционной России также могли себе позволить только богатые люди.
Пользоваться таким устройством было непросто, хозяевам приходилось заранее заготавливать лед и помещать его в специальный ледник (вырытая яма, выложенная кирпичом). Заготовка льда представляла собой следующий процесс: люди зимой выезжали на реку и пилили лед, затем куски определенных размеров они доставляли домой и помещали в ледник.
8. Граммофон «Монарх».
Устройство было изготовлено компанией «Граммофон» в Москве:
Это один из самых лучших граммофонов. Он имеет очень хороший звук и хорошую мембрану, которая передает голос без искажения. Именно этим изготовители всегда и хвалились. Кстати, именно «Монарх» его назвали потому, что смысл этого слова не терялся при переводе на другие языки мира.
Примечательно, что для изготовления шестеренок были использованы специальные материалы, в том числе и эбонит. Это было необходимо, чтобы при работе они не издавали лишнего шума и не искажали звук. Сам завиток, из которого шел звук, был изготовлен из алюминия, который в годы его производства находился в дефиците. Кроме того, шестеренки имели по 85 мелких зубчиков, что считается невероятным изобретением:
Это связано с особенностью деления окружности - она делится только на четное количество частей, в этом же случае производители превзошли сами себя и сделали число зубьев нечетным, что является еще одной уникальной особенностью данного аппарата.
9. Штурвал с парохода «Достоевский».
Эта часть – единственное, что уцелело на пароходе после крупного пожара. Около 40 лет судно ходило по линии «Горький-Москва», кроме того теплоход снимали в фильме «Жестокий романс». Теплоход «Достоевский» в фильме выдали за судно «Святая Ольга».
Родом данный пароход был из Венгрии.
10. Первый советский таксофон.
Он был выпущен в Калужской области, в 1938 году:
Наиредчайший аппарат, сейчас их большее вообще не осталось. Этот таксофон можно увидеть в фильмах «Сердца четырех», «Небесный тихоход». Кода я его реставрировал, я смотрел «Небесный тихоход», останавливал этот фильм и смотрел, все ли так у меня. В фильме он занимает всего пять минут времени, то есть все было по фильму, так как сейчас таких аппаратов больше вживую и не увидишь, - рассказал коллекционер.
Нижегородский технический музей (0+) находится по адресу: ул. Большая Покровская, д. 43, 3 этаж. Вход расположен в арке справа от магазина "Художественные промыслы".
Время работы:
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс 10:00-18:00; Пн, последний Чт месяца - музей закрыт.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!