Феномен Захара Прилепина

Автор: Бормотова Екатерина Корреспондент

Пару дней назад отметил свое сорокалетие известный нижегородский писатель Захар Прилепин, а неделей раньше в издательстве ACT вышла приуроченная к этому событию книга с его портретом на обложке. Нет, это не новый роман Захара, не «праздничный» сборник и даже не переиздание. Более того, это даже не книга Прилепина – это книга о Прилепине.

Это издание едва успело выйти, а уже вызвала массу вопросов и споров, как, впрочем, почти все, что касается Прилепина. О том, как и почему писатель стал героем, нам рассказал автор произведения российский журналист, телеведущий, литературный критик и прозаик Алексей Колобродов.

- Алексей Юрьевич, Ваша книга «Захар» едва успела увидеть свет, как тут же вызвала массу вопросов, многие из которых можно свести к одному: не рановато ли для биографии? Но, насколько мне известно, это все-таки не совсем биография…

- Более того, это совсем не биография. Книга написана в комбинированном жанре, который можно обозначить как литературный портрет. В последнее время традиция этого жанра в русской литературе практически утрачена, поэтому книга и вызывает много вопросов, но, в целом, в мире это довольно распространенное явление.

- И в чем, собственно, состоит отличие подзабытого нами жанра литературного портрета, от биографии?

- В литературном портрете вы не увидите свойственного биографии линейного повествования, некой жизненной канвы героя – можно сказать, вся книга состоит из кусочков паззла, составляющих сложную композицию: очерков, репортажей, литературной критики и аналитики, кусочков диалогов…

- Можно ли сказать, что книга в большей степени ориентирована на литературоведов и критиков или поклонникам творчества Прилепина она тоже будет интересна?

- В первую очередь это книга, конечно, для читателей Захара Прилепина, людей, которым интересна его деятельность – литературная, музыкальная, политическая… Для людей, у которых сложилось какое-то мнение и которым интересно было бы сравнить впечатления с моими. И, конечно, эта книга для всех, кому так или иначе интересна русская литература. Думаю, Прилепина можно назвать главным писателем современности, фигурой, которой не было, наверное, со времен Горького. Разумеется, это не значит, что кто-то назначил его главным писателем – прислал депешу из Кремля, нет, Прилепин занял эту нишу благодаря своей активнейшей жизненной позиции, умению продвигать свои взгляды, такой очень современной западной манерой поведения, непривычной для российского писателя.

- Почему книга вышла именно сейчас?

- Я изначально задумывал ее выход именно к юбилею Захара, как некое подведение итогов. В 2005 году был опубликован первый его роман «Паталогии», с тех пор прошло 10 лет и пришло время оглянуться назад и посмотреть, как успело измениться его творчество, как изменился он сам и как изменил нас – читателей, общество. А ведь то, что он действительно повлиял как на литературное сообщество, так и на общество в целом, нельзя отрицать. Опять же, благодаря активной деятельности Захара в самых разных сферах, он охватывает очень широкий пласт – даже те, кто не читает его книг, так или иначе сталкиваются с его публицистикой, с его музыкой, с его политической и любой другой активностью.

- Вот, к слову, о его активности… Не так давно появилась информация о том, что Прилепин будет выпускать собственную линию одежды и многие, в том числе публичные люди, медиа-персоны, возмутились: мол, Прилепин у нас и швец, и жнец, и на дуде игрец, разве так нужно вести себя российскому писателю?

- Как я уже говорил, Захар – феномен уникальный для нашей страны, он не просто писатель, он тот, кого на Западе называют «artist». Не артист, который играет на сцене, а человек искусства, человек, который может творить и передавать определенные идеи, носителем которых является, с помощью самых разных инструментов.
Что касается именно создания линии одежды, то здесь Прилепин даже не станет первопроходцем – среди отечественных писателей было достаточно людей, которые занимались коммерческой деятельностью, как были и условные «законодатели моды». Тот же Аксенов, например, не создавал свою линию одежды, но благодаря ему появился практически новый стиль – джинсовый, джазовый, немного стиляжный.

- Несмотря на многообразие амплуа Захара Прилепина, в Вашей книге особое внимание уделяется именно его литературной деятельности, в том числе – последнему его роману «Обитель». Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что этот роман очень сильно отличается от его прежнего творчества – это какой-то совсем другой Прилепин, не тот, что 10 лет назад…  

- У самого Захара есть теория о неизменности времени – он воспринимает время не как линию, а как некую синусоиду, и так же относится к своей биографии, заверяя, что не изменился за последние 20 лет. Я с ним в этом не совсем согласен.
Как Вы верно заметили, в «Обители» очень хорошо прослеживается качественный рост литературного мастерства автора. Этот роман совершенен по исполнению, в нем есть все: авантюра, интрига, фабула, читаемые прототипы… Все то, что Бродский называл величием замысла. «Обителью» Прилепин как бы подводит итоги всего двадцатого века, совершая то, на что не решился до него не один автор. На данный момент, этот роман – высшая точка в творческой карьере Захара, но полагаю и надеюсь, что она лишь промежуточная. Творческий потенциал у него огромный.

Фото: часть обложки книги Алексея Колобродова "Захар"

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Бормотова Екатерина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Владимир Меньшов и Константин Крюков в фильме "Новогодний переполох"
с 14.12.2017 по 28.12.2017
Наверняка вы давно не играли в снежки… А в крокодила? Как ни странно...
Комедия "Все пары делают это"
с 14.12.2017 по 28.12.2017
«Я хочу завести детей, но у меня уже есть один ребенок — это мой ...

Городские жалобыПерейти в раздел