Профессия таксиста в последние годы – понятие размытое. После появления крупных компаний-агрегаторов считать себя таксистом может любой подключившийся к «Яндексу», «СитиМобилу» или «Гетту». На практике большинству таких людей не хватает ни навыков, ни необходимых документов, а такси для них чаще всего – временный приработок. Но проблема в том, что от перекосов «дикого рынка» такси часто страдают и водители-профессионалы, считающие эту работу своей основной.
Ирина Федорова в таксомоторных перевозках уже девять лет. Начинала с традиционных таксопарков, потом подключилась к агрегаторам, а в 2018 году решилась на сделку, которую многие посчитали бы просто безумием. Компания, подключившая Ирину к агрегатору, предложила ей взять в аренду автомобиль – за 1300 рублей в день! Через три года, как было обещано нашей героине, машина перейдет в ее собственность. Несложно посчитать, что китайский седан стоимостью около 500 тысяч после трех лет ежедневных выплат обошелся бы Ирине в 1 миллион 400 тысяч, причем она получила бы его с пробегом далеко за 300 тысяч.
Но Ирину такие условия не испугали, более того – она уверена, что в ее ситуации это была единственная возможность заработать.
– Просто я уже выкупала машину, - рассказывает Ирина. – Выкупала у физического лица. Теперь я понимаю, что у частника проще выкупать, без заморочек. Сначала платишь, потом договор купли-продажи – и всё, машина твоя. Когда выкупленная машина сломалась, решила попробовать с этим «Наземным такси» (организация-посредник, подключающая водителей к агрегатору – прим. ред.).
Сначала я к ним пришла просто устроиться на работу, как раз перед летними каникулами. Думаю, присмотрюсь. Месяц отработала в сменном графике на зарплате. Ну, как «зарплата» – по субботам дают в конверте, в табеле расписываешься.
– Как же вы в итоге решились на схему с выкупом? Неужели после выплаты ежедневной суммы за аренду, расходов на бензин, ремонт, штрафы вам еще что-то оставалось?
– А какие еще варианты? Мы живем в «Окском береге», а дочка учится в доскинской школе. У нее три раза в неделю – фортепиано и сольфеджио, и мне каждый раз отпрашиваться с работы, чтобы ее отвозить, совсем не подходит. Поэтому после каникул встал вопрос о выкупе. Я взяла новую машину, «Лифан-Солано».
Соцсети и журналистские публикации пестрят примерами, как подобная арендная кабала превращает людей в настоящих «рабов оранжевого фонаря». Ежедневные выплаты фирме-посреднику вынуждают водителей работать без выходных – выдержит не каждый. Люди теряют здоровье, идут в микрофинансовые организации, чтобы перехватить немного денег на очередную выплату – и увязают всё глубже. Но Ирина Федорова работы не боялась, ее подвело другое: махинации «таксопарка» с официальным договором, дающим право выкупа.
– Про договор мне сказали: нам нужно согласовать с Москвой. Потом прислали типа с Москвы, что всё хорошо, можно заключать. Сказали, юрист подготовит документы и перешлет, – пересказывает Ирина хронологию отношений. – Я работала-работала, выкупала-выкупала, платила за аренду вперед, 9100 в неделю. У нас прямо в приложении это фиксируется, на виртуальном счете: каждый день «минус 1300, выкуп». И так каждый день в течение года и четырех месяцев!
А у меня еще и квартира в аренде, поэтому, конечно, у меня безвыходная ситуация. Я и там и тут – везде платила, работала по 12 часов каждый день. За год и четыре месяца у меня был выходной один раз, когда у меня была температура 40. На следующий день мы ее сбили, и я снова вышла.
На протяжении почти полутора лет Ирину кормили обещаниями, что договор вот-вот подпишут – а ежедневная сумма исправно уходила с ее счета компании-владельцу машины. Впрочем, сегодня у Ирины даже нет уверенности, что автомобиль действительно принадлежал этой фирме.
– Я, конечно, была в шоке, когда мне позвонил один товарищ и сказал: «Ты в курсе вообще, что та машина, которую ты выкупаешь, в залоге у банка?» Вот как так можно? Я с этими людьми почти каждый день виделась, они изображали заботу, спрашивали, как там моя мама-инвалид… Правда, я пока не нашла официального подтверждения, что машина в залоге. Но и договора аренды у меня тоже нет.
В итоге я не выдержала, пришла в контору и сказала, что пока не будет договора, продолжать не буду. И тут же меня отключают от «Яндекса»! За это время я успела заплатить «Наземному такси» около 700 тысяч рублей.
– Вы слишком доверились этим людям…
– Ну, я же не одна такая дура… еще есть. До меня еще одна женщина поставила машину (то есть перестала на ней работать – прим. ред.), она не знала, что я на выкупе, а когда уже и я поставила, мы с ней встретились и выяснили, что у нас истории идентичные. И уже после меня, где-то через месяц, поставил машину еще один. У него еще хуже история: он восемь месяцев на выкупе, а у него в свидетельстве о регистрации написано, что выгодоприобретатель – лизинговая компания! То есть они в аренду сдали лизинговую машину.
– …что, вообще-то, запрещено…
– Конечно. Причем машина с омскими номерами. То есть у них какой-то конвейер: берут в лизинг в одном регионе, сдают в аренду в другом.
Еще в период работы на контору с названием «Наземное такси» рабочий автомобиль Ирины переоформили на нового собственника. Когда же наша героиня решила обратить внимание правоохранительных и контрольных органов на методы работы фирмы-посредника, начался типичный «чиновничий футбол», когда обращение Ирины многократно перекидывали от ведомства к ведомству.
– 13 декабря из прокуратуры мое обращение передали в полицию. Ждала, ждала, устала ходить… Говорят, что всё ещё рассматривают. Как можно так долго рассматривать? Все сроки вышли. Потом через знакомых нашла телефон одного опера, он переправил к другому, тот дал номер участкового. Участковый говорит: это не моя территория вообще! – дал номер другого участкового, ответственного за это здание таксопарка. И только от него я узнала, что уже 18 декабря был написан отказной материал на мое заявление! Они вообще читали его? Мне было сказано: «Куда ты лезешь?» Я попросила хотя бы бумагу для адвоката о том, что отказано в возбуждении – и даже ее я не могу до сих пор взять! Бред какой-то!
– А как вели себя другие ведомства?
– Трудовая инспекция направила мое обращение в Москву, оттуда пришел ответ, что я могу обратиться в суд, потому что ущемлены мои права как работника.
– Какие у вас планы на самом деле? Всё-таки суд?
– Да, суд! Вы понимаете, выкуп этой машины был моей единственной возможностью. После выкупа еще года два она была бы на ходу, и я смогла бы заработать и хоть какую-то комнату купить.
– Но вы же понимаете, что без документальных подтверждений ваших отношений вам будет сложно привлечь этих людей к ответственности?
– Дело уже не во мне, а в справедливости. Если «органы» захотят, там совсем не сложно докопаться до правды. Они (представители компании – прим. ред.) мне звонили, спрашивали: «Чего ты добиваешься, все равно мы все решим [в свою пользу]!» Я говорю, что добиваюсь срока для руководителя за его такую подлость!
Мы вообще устраивались в одну контору, а они через год взяли и оформили другое ООО – «Амбер». Оформили на своего механика.
– А «Наземное такси», получается, просто вывеска?
– Да! Это вообще довольно известная московская контора, но там сказали, что наше «Наземное такси» к ним никакого отношения не имеет! Я-то надеялась, что Москва хотя бы повлияет на этих, за то, что они тут их названием пользуются… А им пофигу! А может, и нет – просто мы всего не знаем.
Что-то надо делать! Они просто ходят и откровенно ржут! Никакой управы на них нету! Представляете? – 50 с лишним автомобилей, водители работают в две смены, днем и ночью – а они ни одного налога не платят! 6000 один водитель сдает за смену, 12 000 с одной машины в сутки.
Понятно, что в ООО «Амбер» ситуацию видят абсолютно зеркально. Руководитель компании Павел Акифьев был немногословен:
– У нее (Ирины Федоровой – прим. ред.) был просто договор аренды.
– То есть без права выкупа?
– Мы такой вопрос рассматривали, предлагали ей подписать договор, но она отказалась.
– Ирина говорит, что ситуация обратная: это вы не подписывали договор, дали только черновой вариант, кормили обещаниями…
– Ну, наверное, у каждого своя правда, получается…
Ирина Федорова уверена, что демонстративная безнаказанность этой компании-«подключашки» не случайна – «у этих ребят и в полиции, и в налоговой всё схвачено». Но есть еще и органы власти, куда Ирина и ее товарищи по несчастью тоже обращались – увы, пока безрезультатно. Видимо, до адреса «ул. Должанская, 37», где располагается этот «таксопарк», проверки министерства транспорта еще не добрались.
Зато сама «подключашка», предлагающая драконовские условия работы своим водителям, очень жестко контролирует каждую машину. Любому из таксистов, кто вздумает «бунтовать», легко можно дистанционно заблокировать двигатель автомобиля. Да, подобные «таксопарки» умеют пользоваться плодами технического прогресса – но спокойно исключают из перечня «даров цивилизации» строгую отчетность и налоговую дисциплину.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!