В ночь на 17 апреля к нижегородскому журналисту Александру Пичугину ворвались сотрудники ФСБ, устроили обыск, изъяли ноутбук и сотовый телефон. Об этом Александр сам написал у себя на странице в фейсбук.
Александр Пичугин является известным нижегородским журналистом, главным редактором портала «Репортер-НН», учредителем и генеральным директором «Открытого Нижнего». Однако претензия силовиков связана не с публикацией в официальных СМИ, а с постом, который появился несколько дней назад в личном телеграм-канале Александра.
- Похоже, мне выпала великая честь стать первым в Нижегородской области фигурантом дела о распространении фейков о коронавирусе, - написал Александр у себя в соцсетях.
Отметим, что в своих публикациях Пичугин вообще всегда выступал за поддержку режима самоизоляции. Собственно даже наша редакция гораздо раньше официально объявленного режима перешла на работу из дома, понимая всю серьезность ситуации.
С увеличением количества зараженных нижегородские власти сами стали выходить на журналистов и блогеров. Просьба была искренняя и самая естественная: помогите донести правдивую и уже пугающую информацию до населения – сидеть дома нужно, иначе система здравоохранения не выдержит нагрузки. Это доказывает и математическая модель, разработанная учеными для нашего региона, которая, кстати, пока полностью сбывается. Посмотреть ее можно здесь.
- Мы просим вас транслировать происходящее не с помощью сухих цифр, использовать креативный подход, чтобы люди понимали, что правилами безопасности нельзя пренебрегать, - обратился губернатор во время очередной онлайн пресс-конференции с журналистами и блогерами. – Пусть это будут жесткие публикации. Например, одни коллеги уже сделали материал, который наглядно показал, как страшно заболеть, как иногда лечение проходит по тяжелому сценарию.
Журналисты посыл услышали, приняли, но как оказалось, иногда с креативом могут быть проблемы:
- Что я могу сказать?.. Иногда призыв губернатора найти какие-то особые слова, чтобы удержать людей дома, могут иметь неожиданные последствия. Вот я, например, накануне вечером стоял на коленях в собственном доме, чувствовал удушающий прием на шее и наручники на руках. У ребят всё серьезно, косплей защитников Родины очень высокого уровня исполнения, - прокомментировал Александр на своей странице в фейсбук ночной визит ФСБ.
В своей публикации в телеграм-канале Александр жестко реагирует на происходящее в Нижегородской области и в стране. И с помощью творческого переосмысления пытается показать всю абсурдность. Людям запрещают, они возмущаются и игнорируют призывы Указа губернатора и президента: жарят шашлыки, ходят в церкви, гуляют в общественных местах. Причем, игнорирование опасности есть и со стороны руководства некоторых предприятий – ранее мы писали о штрафах «ГАЗа» и «Веллестрой».
- Речь сейчас вовсе не о "кровавом режиме", ущемлении свободы слова и прочих расхожих штампах. Речь исключительно об авторской подаче текстов в той манере, которая может восприниматься или не восприниматься окружающими адекватно. В ситуации с якобы имевшим место "фейком о коронавирусе" кто-то посчитал мой текст "лажей", кто-то назвал его иронией, хоть и жесткой. Я не настаиваю ни на одной из трактовок, хотя по мне это были горький сарказм и аллегория на фоне безуспешных усилий власти уберечь людей от коронавируса, - написал Александр в своей авторской колонке на «Репортер НН». - Либо мы признаем ситуацию с коронавирусом серьезной и не терпящей никаких исключений, либо все призывы властей к самоизоляции - не больше чем игра и пиар. Я придерживаюсь первой точки зрения, и поэтому меня сильнейшим образом задевает поведение некоторых "неприкасаемых" организаций, демонстративно игнорирующих угрозу эпидемии и потенциально большое число жертв. Считаю такое поведение девальвирующим все усилия властей, а значит - антигосударственным. Буду писать о таких случаях и дальше. Жестко. Аллегорично. Эмоционально. Возможно, не всем понятно.
При этом пост, который показался силовикам распространением ложной информации, был удален сразу же после «мягкого» замечания. Однако домой к журналисту все-таки решили наведаться, причем сделали это не очень вежливо.
- Мне выдали документы, но когда я попытался их прочитать, отойдя в сторону, тут же скрутили.
В отношении журналиста возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан).
Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы УФСБ России по Нижегородской области.
- В настоящее время следователи СК совместно с оперативными сотрудниками проводят комплекс следственных действий, направленных на фиксацию доказательств по уголовному делу. Расследование продолжается, - сообщили в пресс-службе.
«Открытый Нижний» следит за развитием событий.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!