Как бросить покупать?

Автор: Бормотова Екатерина Корреспондент

В последнее время я много читала, писала и говорила о том, как важно правильно утилизировать мусор, но на днях я побывала в магазине и меня посетила "свежая" мысль: может стоит его меньше производить? Кажется, не было в истории человечества периода, когда оно производило и потребляло бы больше товаров, чем сейчас - чтобы убедиться в этом, просто зайдите в любой торговый центр в ближайшие выходные. Да, ничего нового: полки ломятся от изобилия товаров, но именно сейчас я задумалась: а зачем все это? Понятно, что производят это для получения прибыли, но почему мы все это покупаем?

Выяснить причины массового потребления и способы борьбы с ним я решила у того, кто лучше многих разбирается в причинах тех или иных наших поступков – психолога многопрофильного центра "VN-clinic" Сергея Синева.

- Сергей, с точки зрения психологии, есть какое-то объяснение тому, почему люди стали совершать так много покупок? Неужели все эти вещи нам так уж сильно нужны?

- Человеческие потребности можно разделить на две части: физиологические и психологические. Да, человеку нужно совершать покупки для того, чтобы чувствовать себя комфортно, но это вовсе не значит, что отправляться на шопинг нужно каждые выходные. На самом деле, для комфортного психологического состояния достаточно одной относительно крупной покупки в месяц. Это может быть предмет гардероба, аксессуар, туалетная вода или что-то еще. Причем важно, чтобы это было запланированное приобретение – обычно именно такие вещи наиболее мотивируют и, что не маловажно, приносят радость. А если мы говорим именно о психологическом аспекте, то вещи в первую очередь должны именно радовать, доставлять удовольствие. Когда мы говорим себе: «у всех есть и я тоже хочу», то, как правило, удовольствие приносит мысль о покупке, а не сама приобретенная вещь.
Кстати, вот это «я тоже хочу как у всех», это вот коллективное сознание – очень опасная штука, когда мозг частично отключается и человек видит цель, но вряд ли может сказать зачем ему нужно добиться этой цели. В нашем случае – для чего ему эта вещь нужна. Помните, когда люди после падения рубля побежали скупать бытовую технику? Как раз такой случай.

- Насколько я понимаю, примерно тот же механизм работает и в ситуации, когда за какими-то новинками люди выстраиваются в очередь? Как это, например, бывает, когда выходит iPhone…

- Да, это именно коллективное сознание, которое позволяет «быть как все». Как правило, люди, поддающиеся таким провокациям – одиноки. То есть вовсе не обязательно у них никого нет – человек может быть общительным, у него могут быть друзья, семья, отношения, но при этом он может чувствовать себя непонятым и от того – одиноким. Стремление «быть как все» - это попытка реализовать потребность в обществе, которую человек по каким-то причинам не может удовлетворить в своем окружении. Через эти покупки, через эти очереди они получают некую компенсацию, ощущение причастности, необходимое для комфорта, хотя проблему это, конечно, не решает. К сожалению, в таком случае чаще всего требуется работа с психологом.

- Вот, кстати, об общении - у многих горожан мало времени, люди спешат, стараются совместить одно дело с другим. Типичный пример: подруги, вместо того чтобы пообщаться дома, идут вместе по магазинам. Вроде как совместили приятное с полезным, но на деле получается, наверное, не самое качественное общение? Можно ли реализовать потребность в общении таким образом?

- Если вы идете с подругой или другом в магазин и вместо общения просто покупаете вещи, то стоит задаться вопросом: а действительно ли вы такие уж друзья, если даже покупки вам интересней, чем события в жизни друг друга? Я всегда советую в таких случаях стараться в первую очередь максимально получить удовольствие от общения, обсуждения тех же покупок – тогда это действительно будет продуктивно проведенное время.

- То есть, благодаря покупкам, действительно можно отдохнуть?

- Предположим, есть у вас потребность в отдыхе. Попробуйте сходить в магазин и что-то купить. Вы порадуетесь? Возможно, да. Проблема решена? Вряд ли. То же и с другими психологическими потребностями. Какое бы одежду вы ни купили – она не удовлетворит потребности в самореализации или общении. Иногда получается замкнутый круг: человек покупает вещи, потому что не может реализовать потребность в общении, потребность не удовлетворена, он снова покупает вещи, чтобы привлечь к себе внимание… В конце концов это может даже привести к зависимостям, в том числе алкогольной или пищевой.

- Да, что касается пищи… Продуктами питания мы ведь запасаемся, зачастую, еще активней. Взять любой гипермаркет в выходные…

- Да, тут все еще страшнее, потому что, как правило, они закупаются в больших количествах и, зачастую, не то, что хотелось бы купить. Чаще этим страдают женщины – мужчины обычно точно знают за чем пришли, покупают то, что нужно и уходят, дамы же могут отвлечься на скидки и акции, поддаться сиюминутному желанию… Поэтому, отправляясь за продуктами, нужно соблюдать два правила: во-первых, в магазин нужно отправляться сытой - тогда меньше искушение накупить каких-нибудь пирожных, которые быстро портятся, а во-вторых придерживаться списка…

- А как же вдохновение? Увидела что-нибудь, вспомнила, что давно не готовила это блюдо, захотелось… Почему не купить, это же разнообразие?

- Хорошо, но представьте, что в рецепте, который вы вспомнили, есть два киви. А киви, предположим, продаются только коробками по 10 штук – два вы использовали, куда остальные деть? Можно испечь торт! А для торта нужны сливки, клубника и еще что-нибудь… Таким образом можно набрать полную тележку продуктов, собираясь испечь восемь пирогов, сделать три щербета и еще пять блюд, но в итоге на все это не хватит сил и времени, продукты испортятся и будут просто выброшены.

- И как же понять, что проблема есть и ты действительно покупаешь вещи или продукты не потому, что они тебе нужны, а потому, что пытаешься что-то этим компенсировать?

- Как правило, придя домой, человек все-таки приходит в себя и, разглядывая покупки, задается вопросом: а зачем я это купил? Если это происходит часто и таких вещей становится больше, то, скорее всего, надо пообщаться со специалистом.

- А сам человек может что-то сделать, чтобы ограничить потребление?

- Во-первых, нужно планировать покупки заранее и стараться избегать спонтанных, необдуманных приобретений. Прежде, чем что-то купить: подумайте, как часто вы будете эту вещь использовать на самом деле: куда вы наденете это эффектное платье или действительно вы пьете так много сока, что вам необходима соковыжималка, пусть даже со скидкой? Дайте себе день на размышление, возможно через полчаса вы даже не вспомните о том, что только что хотели больше всего на свете.
Во-вторых, прежде, чем совершить серьезную покупку – обсудите ее с друзьями, почитайте про будущее приобретение на форумах, посоветуйтесь с тем, кто в этом лучше разбирается. Так вы избежите приобретения чего-то, что через месяц придется выкинуть.
В-третьих, помните, что вещь не имеет ценности сама по себе – ценно удовольствие, радость, которые она вам приносит. Причем, радовать вас вещи должны не только в момент покупки, но и тогда, когда вы будете их использовать. 

Беседовала Бормотова Екатерина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Бормотова Екатерина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Комедия "Горе от ума" на сцене ТЮЗа
13.12.2017
Режиссёр — главный режиссёр ТЮЗа  Виктор Шрайман Художник — Наталья...
Концерт участников II Всероссийского музыкального конкурса.
13.12.2017
Всероссийский музыкальный конкурс учрежден распоряжением...

Городские жалобыПерейти в раздел