Коэффициент нормальности

Автор: Бормотова Екатерина Городской журналист

В последние выходные сентября в кафе Б/у прошел очередной «Научный слэм» - одно из интереснейших научно-популярных мероприятий этой осени. Результаты его оказались тоже весьма любопытными - с большим отрывом победил в «слэме» не математик и не физик, а социолог. Слушатели (которых в кафе, кстати, набилось столько, что яблоку было негде упасть) большинством голосов отдали победу магистранту ННГУ по направлению "социология" Евгению Шорыгину. 

Надо сказать, тема его доклада - «Гендерные режимы нижегородских школ» - действительно актуальна и интересна нижегородцам. Поэтому мы попросили Евгения более подробно рассказать о своем исследовании для тех, кому десятиминутный доклад в рамках «Научного слэма» показался недостаточным, а также для тех, кто его пропустил.

- Доклад, который ты представил во время «научного слэма», называется «Гендерные режимы нижегородских школ». Что вообще такое гендерные режимы и какими они могут быть?

- Если упростить определение, то гендерные режимы - это некие правила поведения, система отношений между полами, принятая в определенных социальных группах или институтах. Это может быть общество в целом, а может быть некая организация. В нашем случае мы рассматриваем гендерные режимы, установившиеся в нижегородских школах, то есть изучаем какое поведение мужчин и женщин школьники считают нормальным, а что им кажется недопустимым.
В своем исследовании я выделяю два режима - консервативный и либеральный. Думаю, их отличие друг от друга становится понятным из самого названия: школьники с либеральными гендерными установками проще принимают инвариантные формы поведения, в то время как ученики с консервативным режимом более… Собственно, консервативны, простите за тавтологию.

- В чем проявляется консервативность в данном случае?

- Это представления о роли мужчин и женщин, о том как должны выглядеть представители того или иного пола, как они должны себя вести… Если говорить о подростках с консервативными гендерными установками, то это будут ценности патриархального типа: мужчина должен быть сильным, мужественным, «кормильцем», женщине же отводится роль хранительницы домашнего очага, нежной, заботливой… Для этих школьников также в большей степени свойственно неприятие тех или иных отклонений от того, что они считают нормой, школьники же с либеральным гендерным режимом более толерантны к окружающим. То есть консервативный режим постулирует осуждение мужчин с длинными волосами или девушек с пирсингом на лице, в то время как «школьники-либералы» не обратят на эти «отличия» никакого внимания.

- И кого больше?

- Мы провели опрос учеников 9-х, 10-х и 11-х классов в восьми школах - по одной в каждом районе города. Данные примерно везде одинаковы - консервативный гендерный режим демонстрируют примерно 90 процентов школьников, либеральный - 10. Большинство подростков негативно относится к проявлению кем-либо черт, которые не соответствуют их представлениям о «нормальном».

- Каковы они, эти представления? Удалось вам составить портрет «нормальных» мужчины и женщины?

- Конечно, такой вопрос был в нашей анкете. В большинстве своем школьники описывали «портреты нормальных» с учетом традиционной гендерной системы. То есть женщина в их представлении должна быть нежной, женственной, заботливой, она может проявлять слабость, плаксивость. Если говорить о внешности, то тут тоже все довольно традиционно: длинные волосы, маникюр, макияж - это обязательно. Что касается одежды, то тут есть определенная свобода, хотя, опять же, предпочтительны вещи, которые подчеркивают женственность, сексуальность. Кстати, юноши были довольно категоричны, а вот сами девушки позволяли представительницам своего пола больше «вольностей» - например, многие говорили о том, что для современной женщины нормально строить карьеру, интересоваться политикой, работать на «мужских должностях».

Нормальная женщина
(Ответы представлены в процентах)

Описывая мужчину, школьницы были куда более категоричны - сильный, мужественный, ему свойственна некая агрессия и допустима даже жестокость. Важным фактором для многих девушек в портрете представителя противоположного пола была «способность защитить». Молодые люди в целом придерживались примерно такой же позиции, при этом в отличие от девушек даже были более требовательны к самим себе. И если некоторые старшеклассницы все же допускали, что мужчина может проявлять слабость, то юноши этого совершенно не приемлют. Что касается внешнего вида мужчины - он совершенно классический. Брючный костюм, нейтральные неяркие тона в одежде, короткая стрижка, спортивное телосложение. Любые отступления от этого образа порицаются.

Нормальный мужчина
(Ответы представлены в процентах)

- Какие-то очень строгие требования предъявляются даже не к «идеальным», а к «нормальным» людям, тебе не кажется?

- Конечно, здесь сказывается определенный максимализм, играет роль возраст… Например, если сравнивать ответы учащихся 9-х и 11-х классов, то, конечно, девятиклассники будут настроены более решительно, а будущие выпускники проявят чуть больше гибкости. Это естественно: старшие более осведомлены во многих вопросах, их кругозор шире, и это делает их толерантнее. Но, подчеркну, ненамного.

- Ты говоришь о том, что школьники порицают расхождение с образом «нормального» человека. В голове у меня возникает образ какого-то партсобрания… Сомневаюсь, что именно так это и выглядит. Что это значит на деле?

- Это значит, что подростки с отличной от большей части коллектива национальностью или субкультурой будут подвергаться буллингу со стороны большинства. Придирки, травля, насилие…
Чаще всего насилию подвергаются андрогинные субкультуры, такие как эмо, готы, хиппи, анимэшники… Хотя последние в меньшей степени, поскольку анимэ-культура сейчас пользуется популярностью, о ней говорят по телевизору, проходят фестивали. Наибольший негатив вызывают, конечно, ЛГБТ-подростки - наши данные говорят, что гомофобию проявляют 84 процента респондентов. Практически все они сообщили о том, что подвергаются насилию со стороны сверстников.

- А как относятся учителя?

- Педагоги, в том числе и социальные, связаны по рукам и ногам - они не знают, как говорить с подростками о гомосексуальности, чтобы все было в рамках закона, чтобы не вызвать гнев родителей. Так что многие даже не знают, что у них в школе есть ЛГБТ-подростки. В то время, как  пять процентов респондентов указали, что состоят в отношениях с представителем своего пола.  Одноклассники же обычно проводят друг с другом больше времени, общаются в сети и даже если школьник не заявляет открыто о своей ориентации - догадываются по поведению, внешнему виду, подпискам в социальных сетях.
Что касается представителей субкультур, то тут все понятно - обычно они заявляют о себе внешним видом. Около 50 процентов опрошенных нами ребят признались, что так или иначе не соблюдают школьную форму, что не может не вызывать конфликтов с учителями. Часть школьников отмечают, что их принадлежность к одной из субкультур приводит к дискриминации их учителями. В некоторых случаях педагоги прибегают к публичному унижению таких подростков.

- Ты говоришь, что социальным педагогам мешает действовать закон, но ты же как-то провел свое исследование, выявил проблемы… Не думаю, что твою «незаконную» работу одобрили бы в институте. Или все-таки…

- Конечно, нет, мы действовали исключительно в рамках закона, который я подробно изучил. На самом деле вся эта информация - лишь часть большого исследования, которое легло в основу моей дипломной работы на тему «Феномен альтерофобии в нижегородских школах». Для научного слэма я выбрал именно эту часть исследования потому, что я нахожу ее наиболее интересной.

- А со стороны педагогов или родителей не было претензий? Все-таки тема такая…

- Еще раз повторюсь - это было большое исследование, затрагивающее разные сферы жизни школьников и изучающее, в первую очередь, их отношение к субкультурам. Кое-где мы сталкивались не столько с негативом, сколько со страхом педагогов, но в итоге удалось получить все разрешения.

- Ты говоришь, что школьники жалуются на педагогов, которые унижают их или относятся к ним хуже только из-за внешнего вида. А не думаешь, что они просто плохо учатся и получают по заслугам, но не хотят этого признавать?

- В числе вопросов нашей анкеты был в том числе вопрос про успеваемость. В процентном соотношении школьники с либеральным гендерным режимом - а именно к ним относится большая часть представителей субкультур - показали лучшую успеваемость, чем их одноклассники с консервативным гендерным режимом. Они же чаще отвечали, что их родители имеют высшее образование. Это подтверждает, что школьники с более широким кругозором терпимее относятся к своим одноклассникам.

Фото: Софья Прусакова

 

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (6)
Аватар пользователя Гость

Подростки правы. Нечего разводить толерантность, достали

Аватар пользователя врач

у тебя мозг размером с горошину ( в принципе как у этих подростков)

Аватар пользователя Студент

Очень печальная статистика.
Обществу необходима толерантность.

Аватар пользователя Гость

Дошло бы это уже наконец до наших любимых политиков! Необходимы комплексные меры по предотвращению насилия в школе на почве ксенофобии

Аватар пользователя Гость

Смело!

Аватар пользователя Анна

Мда. Так мало подростков с либеральным гендерным режимом, а это печально. Нужно с детства прививать толерантность. Сама в школе учусь, у нас все живут со стереотипным мышлением о назначении полов.

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Бормотова Екатерина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Музыкальная сказка "Летучий корабль"
15.12.2017
Автор инсценировки и режиссёр — Владимир Червяков Художник — Наталья...
Final Friday в Milo Concert Hall
15.12.2017
Последняя и самая громкая вечеринка года!

Городские жалобыПерейти в раздел