Мужской взгляд на FEM FRONTER: Общество поддерживает тишину

Автор: Степин Антон Городской журналист

Современный мир - это мир Гомера Симпсона, закадрового смеха ситкомов, коубов, 3D-телевизоров с огромной диагональю, по которым показывают рекламу «чупа чупсов» вперемешку с передачами о преображении дурнушки в журнальную красотку. Но исчерпывается ли он этим? На этот вопрос есть всего лишь один верный ответ – нет.

Дело в том, что самым распространенным механизмом защиты психики человека является вытеснение, т.е. активное устранение из сознания того, что может ему навредить, того, что может нарушить иллюзию комфортного существования. Но вытесненное никуда не исчезает. Оно всегда возвращается и зачастую в очень неприглядном виде. Этот процесс и можно наблюдать на примере игнорирования общественным сознанием традиционно феминистских тем. Именно поэтому практика феминизма для обывателя это скорее скандальные акционистские жесты группы «FEMEN», руководствующейся в своей деятельности лозунгом «Пришла! Разделась! Победила!», а не трудная кропотливая работа по отстаиванию прав женщин в глубоко патриархальном обществе.

Прошедший в минувшие выходные арт-фестиваль феминистских инициатив «FEM FRONTIER» стал прецедентом для нижегородского культурного пространства в области включения этих нелегких вопросов в интеллектуальную повестку дня. Организаторы не случайно выбрали молодую, но уже зарекомендовавшую себя активной деятельностью в сфере уличного (т.е. вытесненного) искусства, галерею «ТОЛК». Фестиваль проходил 3 дня, и его программа включала не только клишированные темы феминизма, но также и широкий спектр тем, связанных с гендерной проблематикой.

Первый день был озаглавлен вопросом «Кому принадлежат улицы?». И как выяснилось после лекции «Урбанофеминизм» Ульяны Быченковой и Александры Талавер, они принадлежат мужчинам в силу того, что традиционные практики осуществления женщины табуируются в общественных пространствах. Например, кормление грудью, которое, несомненно, является символом женственности и необходимым средством продолжения рода, изгоняется из публичных пространств в укромные уголки парков и подворотен. Тем самым сама женщина изгоняется из этих пространств на кухню. Единственной ее отдушиной остается универмаг, но и тот лишь притворяется сказкой, т.к. ее создает мужчина. И только для того, чтобы превратить женственность в товар на прилавке. Себе на потеху.

Второй день фестиваля носил название «Мастерские». И действительно, участники мероприятия могли совместно с организаторами «смастерить» с помощью ткани и ниток феминистский элемент гардероба, маркированный символами борьбы женщин за свои права: вилкой, ножом и броскими лозунгами. Но ключевым событием этого дня стал круглый стол, проведенный Ледой Гариной, посвященный проблеме насилия. Феминистки активно делились своими примерами как женщины подвергались домашнему, уличному, трудовому насилию, а так же обсудили эффективные техники борьбы с ним: силовые приемы, угрозы, эксцентричные жесты. Феномен пикапа и менее завуалированные формы домогательства репрезентируют глубоко засевшее в фундаменте культуры  сексистское представление о женщине как существе, живущем для мужчины, а значит и неофициальное «право» последнего на насилие. «Бьет – значит любит».

Третий день был озаглавлен как «Дискуссии и практики». Градус социальной остроты поднятых вопросов нисколько не уступал предыдущему дню: женщины-мигрантки, проституция, изнасилования в детских домах и т.д. Неожиданным в этом контексте оказалось выступление многодетной матери, поделившейся личной историей борьбы с официальными общественными институтами в отстаивании прав на материнство и помощи детям-отказникам, что резко обнажило проблему права женщины на аборт, проблемы сексуального просвещения, особенно в условиях повсеместного распространения дискурса «высоких моральных ценностей».

Общей нитью всех прошедших мероприятий, а это и презентации различных социальных инициатив, и исторические экскурсы,  и просмотры фильмов нескольких режиссерок, был образ молчащей женщины. Она молчит потому, что все ее дела непризнаны и невидимы. А мы еще только  пытаемся нащупать путь к взаимному уважению, доверию, равноправному диалогу. И прошедший фестиваль – попытка первого шага на этом пути. Завершился он экспериментальным выступлением женского протестного хора, организованным Анной Петрович. Песня была выбрана не случайно – «Хлеб и розы». Ее название – это лозунг, звучавший на демонстрации женщин-рабочих 8 марта 1908 г. в Нью-Йорке, выступавших за сокращение продолжительности  рабочего дня, право участвовать в выборах и искоренение детского труда.

Мы шагаем и шагаем
Мы сражаемся не зря
Если женщины восстанут
То восстанет вся земля
Чтоб работу миллиардов
Не присваивали боссы
Красота должна быть общей
Хлеб и розы, хлеб и розы!

Фото Валерии Алтаревой

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Степин Антон

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Балет "Пер Гюнт"
17.12.2017
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России, заслуженный...
Мюзикл "Казанова"
17.12.2017
История, рассказанная Кимом Брейтбургом и Евгением Муравьевым,...

Городские жалобыПерейти в раздел