Наш мозг – сноб

Автор: Стрижов Алексей Городской журналист

В эти дни в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля науки, искусств и технологий «ФеНиСТ-2015» проходит великое множество интересных лекций. На площадках фестиваля ведущие ученые страны рассказывают о совершенно разных вещах - от адронного коллайдера до антистресс-технологий.

Но чтобы правильно воспринимать и запоминать всю эту информацию, необходимо такое, казалось бы, элементарное умение, как учиться. Но и с этим у многих сейчас проблемы. Одним все кажется скучным, другие не могут усвоить поток знаний, третьи же вопреки своей воле в какой-то момент просто «отключаются». А потому мы решили привести основные тезисы лекции «Как научить мозг учиться?» профессора СПбГУ, доктора биологических и филологических наук Татьяны Владимировны Черниговской.

О лекторе:

Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Заслуженный деятель Высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Член межведомственной рабочей группы «Приоритетные и междисциплинарные научные исследования» Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Как же научить мозг учиться?

В своей лекции Черниговская рассказала аудитории о сложности определения развитости мозга, и, как следствие, трудности прописать точную универсальную программу действий по поддержанию его в тонусе.

- Образование сегодня, видимо, должно быть иного типа, - говорит Татьяна Владимировна. - Нужно перейти от желания знать что-либо к желанию понимать это. Как научить людей извлекать информацию? Как научить учиться? Как научиться контролировать свои внимание и память? Мне, например, часто на почту приходят различные статьи, которых в определенный момент оказывается так много, что я всех их кладу в специальную папку «Other». Потом же я в ней ничего не могу разобрать.

Своей лекцией Черниговская хотела обратить внимание аудитории именно на то, что необходимо принимать невозможность поставить под контроль собственный мозг.

- Конечно, много информации нам дают нейронауки. Но ее нам недостаточно…Мозг свою работу делает сам! Он – сноб, который не дает себе труда нам сообщить о том, что он делает. Мы, пользуясь различными грантами и дорогой техникой, пытаемся разгадать как он это делает, а сам он не находит нужным нам это рассказывать…Информация обо всем записана в нашей голове. Мы должны отдавать себе отчет, что мозг – это текст на нейронной сети. Очень многомерный текст. Там записаны и губные помады, и форма микрофона, и запах весеннего ветра. Как это туда укладывается? Совершенно непонятно.

Лектор дала слушателям несколько небольших рекомендаций по обращению с мозгом:

Учитесь – мозгу нужен своеобразный интеллектуальный «фитнес». Так, знание других языков полезно не только в социальном отношении, но и в биологическом. Оно может помешать развитию болезни Альцгеймера.

Слушайте и играйте музыку. «Учить детей музыке нужно не потому, что так принято (хотя это тоже), а, в первую очередь, потому, что она интенсифицирует мозговую активность. При прослушивании музыки очень активно работает нейронная сеть. Люди, которые занимались музыкой в детстве, имеют меньше проблем в старости, когда мозг начинает угасать».

Начните с понимания лично вашей цели обучения. «Мы учимся всегда, а потому назидательные призывы не отвлекаться, не прерываться от целенаправленного заучивания не всегда верны. Забывайте, отвлекайтесь! Основная систематизация информация происходит во сне. Мозг это делает за нас. Напряжение и страх могут порой только ухудшить ситуацию по запоминанию той или иной информации. Нужно стараться осмыслить, зачем мне то или иное знание. Тогда оно найдет свою «полочку», откуда его потом легко можно будет извлечь»

Тренируйте память. Нужно найти свои методы запоминания. Одним нужен учебник и таблица, другим - визуальные образы.

Помните, что обучение меняет мозг. Мозг меняется постоянно - качество и плотность нейронной сети растет. Во время учения происходит рост дендритов (разветвленных отростков нейрона) и нейронов, и величины волокон, и растет эффективность белого вещества. Пользуйтесь этим.

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Стрижов Алексей

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Рок-опера "Птица Феникс"
19.12.2017
Режиссёр — Заслуженный артист РФ Адгур Кове Художник — Наталья...
Концерт хоровой музыки в рамках фестиваля «Полифония жизни»
19.12.2017
Фестиваль «Полифония жизни» посвящен 70-летию со дня рождения и 50-...

Городские жалобыПерейти в раздел