Мэр Нижнего Новгорода – человек крайне занятой. Каждый день куча деловых встреч, выездных совещаний и проблем, которым нужно найти решение. И все же у Юрия Шалабаева нашлось время для большого интервью! «Открытый Нижний» расспросил градоначальника о новых станциях снеготаяния, тухлой воде, дорогах, которые периодически чинят в дождь, и многом другом.
– Юрий Владимирович, зима близко, поэтому начнем беседу со станций снеготаяния. Помнится, в 2018 году говорилось, что такая станция появится в каждом районе города. С тех пор планы поменялись?
– Не поменялись. Более того, они частично реализованы. Например, построили по концессии с Водоканалом станцию в Нижегородском районе. У нее хорошая мощность – семь тысяч кубов в сутки.. В планах также начать по концессии модернизацию станции снеготаяния в Советском районе, мощность которой всего две тысячи кубов. Этого явно недостаточно, поэтому планируем поднять также до семи тысяч. Кроме того, поступила частная концессионная инициатива по строительству станции в Московском районе на десять тысяч кубов. Она будет рассчитана также на Канавино и Сормово.
– С Автозаводом как быть?
– Конечно, мы понимаем, что такому большому району, возможно, совместно с Ленинским тоже нужна крупная станция снеготаяния. Ищем для нее участок. Как видите, проекты реализуются. Пока не в каждом районе, но к этой зиме у нас будет две станции снеготаяния. Одна в Советском районе (не модернизированная) и одна в Нижегородском. К следующей зиме будем строить еще.
– Конкретно в 2023 году что планируется сделать?
– Совершенно точно начнем строительство станции в Московском районе и модернизацию станции в Советском. Как найдем земельный участок, будем работать над заключением концессионного соглашения по созданию станции на Автозаводе.
– А в Приокском районе, в Новинках?
– Мы рассматриваем все районы, но по мере нахождения соответствующего земельного участка. Недостаточно найти землю в чистом поле. Должна быть инфраструктура. Ну и не хочется тратить на эти цели бюджетные средства. Все-таки лучше заключать концессионные соглашения.
– Не менее важная тема – тухлая вода, которая периодически течет у нижегородцев из-под крана. Как правило, чиновники перенаправляют горожан в Роспотребнадзор или Госжилинспекцию. Неужели администрация не может раз и навсегда решить эту проблему?
– Не соглашусь, что мы всех отправляем в Роспотребнадзор. Все-таки у нас довольно хорошо налажена коммуникация с жителями. Поэтому, когда мне поступают такие сигналы, сотрудники райадминистрации выезжают на место. Конечно, если указан конкретный адрес. И да, мы привлекаем к этой работе специалистов Роспотребнадзора и ГЖИ. Нужно же взять пробы, подтвердить факт несоответствия воды нормативам. Мы не уходим от проблемы, несмотря на то, что водоснабжением на Автозаводе занимается частная организация.
– Можно ли сказать, что нижегородцы стали реже жаловаться на воду с неприятным запахом?
– Несомненно. Считаю, что проблема стала менее острой. Мы идем по пути ее решения совместно с поставщиком воды. Построены новые трубопроводы, вода в которых не застаивается, а циркулирует. Усовершенствована система мониторинга и контроля, позволяющая оперативно реагировать на жалобы горожан по поводу качества воды.
– Во время прямых эфиров в Telegram нижегородцы жалуются вам на разбитые дороги. Уже можно подвести предварительные итоги ремонтной кампании этого года?
– Итоги подводить рано – сентябрь на календаре. На самом деле, ситуация с дорогами у нас не такая плохая, как во многих других крупных городах России. Количество находящихся в нормативном состоянии дорог достаточно высокое. Нет сомнений, что мы выполним показатели национального проекта.
В этом году мы сделаем более 70 участков дорог. Работы ведутся по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», по программе инициативного бюджетирования «Вам решать!» и т. д. Уже завершены участки на Волочильной и Гвоздильной улицах в Ленинском районе, улице Мориса Тереза в Московском районе. Вообще очень много участков с высокой степенью готовности. До конца октября завершим капремонт всех участков.
– В прошлом году было отремонтировано более 120 дорог, а в этом 70. Почему так?
– Раньше мы занимались только капитальным ремонтом, теперь приступили к строительству новых участков и реконструкции старых. Это более сложные технически, более дорогие и более долгие по выполнению работ проекты.
– Подрядчики любят ремонтировать дороги то в снег, то в дождь. Как-то это можно пресечь?
– Мне периодически поступают такие сообщения. Начинаю разбираться и, как правило, выясняю, что при засыпке той или иной ямы кладут не асфальт, а гранулят. Делать так нельзя! Но давайте уж будем честны. Это не ремонт дороги, это просто яма, которую подрядчику поручают засыпать гранулятом, снятым с другого участка дороги. Конечно, бывает нарушение технологий. Мы ловим подрядчиков на таких моментах и не доплачиваем значительную часть от контракта.
– Провалы на отремонтированных дорогах тоже случаются из-за нарушения технологий?
– Нет, тут дело в другом. Как правило, провалы на завершившемся ремонте все же редки, но бывают. И, честно говоря, не знаю, почему жители уделяют им столько внимания в последнее время. Но неважно. Главное – вовремя их устранять! Причины разные. Провалы образуются из-за размыва грунта либо после прокладки коммуникаций. В последнем случае ресурсники должны устранить все в кратчайшие сроки. За этим следит административно-техническая инспекция.
– Вернемся к зиме. Скажите, городовые продолжат патрулировать улицы Нижнего Новгорода зимой?
– Да, у них даже есть специальная зимняя форма. Наверное, количество городовых в зимний период сократится, потому что и людей на улицах станет меньше. Хотя опыт показывает, что турпоток у нас и зимой достаточно большой. Весь их функционал также нужен в холодное время года. Это и обеспечение общественного порядка, и оказание первой медпомощи, и помощь туристам – как куда пройти, проехать. Ну и так далее.
– Новые локации у них не добавятся?
– Зимой точно нет. Сейчас городовые патрулируют Большую Покровскую и Рождественскую, набережную Федоровского и Нижневолжскую. Думаю, с Нижневолжской их на зиму вообще уберем. Но может появиться потребность в дополнительных городовых на многоярусной набережной Федоровского.
– А что насчет туалетных модулей? Не закроете их на зиму?
– Нет, они будут работать.
– Уличные туалеты у нас нередко не работают даже в теплое время года. Что с ними случается?
– Бытовой вандализм. Сейчас его уже меньше, но когда мы только начали открывать стационарные модули, поломки были каждую неделю.
– В Нижнем появятся новые туалетные модули или их теперь хватает?
– Скажем так, вопрос обеспеченности уличными туалетами в Нижнем Новгороде сдвинулся с мертвой точки. Сейчас они есть в парках и прочих общественных пространствах. Безусловно, туалетов не везде хватает. Например, на Большой Покровской он всего один. Этого маловато. Также одного туалета недостаточно на Федоровского – он не справляется с наплывом туристов. Возможно, поставим модуль на Верхневолжской набережной. Но все это уже летом.
– Не можем не спросить о ливневках. Вы поручили разработать программу модернизации ливневой канализации Нижнего Новгорода до 2033 года. Означает ли это, что улицы перестанет затапливать только в 2034 году?
– Программа подразумевает постепенное вложение средств в систему ливневок. Понятно, что ни финансово, ни технологически мы не сможем разом вложить необходимые средства, чтобы перерыть и отремонтировать весь город. Во-первых, будет коллапс. Во-вторых, это просто невозможно по срокам. Ну и в-третьих, нигде просто так не возьмешь девять миллиардов рублей. Поэтому нужно постепенно решать наиболее острые локальные проблемы, о существовании которых мы прекрасно знаем. Далеко ходить не надо – Алексеевская и Ковалиха. Гребной канал, где часть колодцев не подключена к магистральному коллектору. Затапливает «Водник», пересечение улиц Большой Печерской и Нестерова. Еще большое количество проблемных мест в Сормовском, Канавинском и Московском районах. По ним надо разрабатывать проектно-сметную документацию (ПСД) и выполнять строительно-монтажные работы. Задача поставлена, чтобы каждый год на ремонт и строительство ливневок выделялось чуть более двухсот миллионов рублей.
– То есть на каждом участке будет отдельный подрядчик?
– Необязательно. Это будет решаться в ходе конкурса. Но каждый год мы планируем определять количество участков, на которые будет разрабатывать ПСД и выделяться деньги.
– Юрий Владимирович, если бы прямо сейчас в городской казне появился свободный миллиард, на что вы его потратили?
– По опыту знаю, что такого не будет. Это во-первых. А во-вторых, у нас бюджет города больше шестидесяти миллиардов. Года два-три назад миллиард считался большой суммой, сейчас – нет. А так, конечно, много направлений, куда можно направить такие деньги.
– Ну, например?
– На безопасность и закупку нового оборудования в школы с детсадами, на благоустройство дворовых территорий (на них, кстати, постараемся сделать акцент в следующем году). Также деньги нужны на ливневую канализацию.
– Но для ливневки миллиард ни о чем.
– Я про то и говорю. Один миллиард для города – это как на каменку воды плеснуть.
Фото: "Открытый Нижний"
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!