Более 40,6 тысячи учителей работает в нижегородских школах. Но этого, как выяснилось, недостаточно. По данным регионального министерства образования, сейчас не хватает примерно 800 специалистов – учителей начальных классов, преподавателей русского, английского, немецкого, математики и литературы, а еще воспитателей, педагогов-организаторов и педагогов допобразования. «Открытый Нижний» попытался выяснить, почему не выстраивается очередь из желающих работать в школах и что надо сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
ГДЕ БРАТЬ КАДРЫ?
Большую часть кадров, как известно, нижегородским школам поставляет НГПУ имени К. Минина. В 2021 году по специальности устроились работать около 80% выпускников, причем они не уехали из региона, подчеркнули в пресс-службе вуза.
Как правило, получив высшее образование, выпускники устраиваются на работу, не меняя место проживания, то есть остаются в регионе. Стоит отметить, что среди обучающихся в Мининском университете есть те, кто пришел по целевому направлению. 100% таких выпускников устраиваются на работу по профессии, дополнительной мотивацией здесь служат и программы поддержки молодых специалистов на селе, – сказали в НГПУ.
Кроме того, среди выпускников очной формы 15% – уроженцы других областей, часть из которых остается жить и работать в нижегородских образовательных учреждениях.
Вместе с тем университет работает над мотивацией обучающихся оставаться в профессии. Так, для тех студентов, которые устраиваются на работу педагогом с ранних курсов, создается индивидуальный график, дающий возможность совмещать работу с учебой.
Кузницей педагогических кадров в некоторой степени является и ННГУ имени Лобачевского. В прошлом году на работу в нижегородские школы устроился 21 выпускник разных факультетов.
В Арзамасском филиале ННГУ за последние два года показатель трудоустройства выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование» (выпуск по очной форме – более 240 человек) составляет около 72%. При этом есть профили, где этот показатель составляет 100% (дошкольное образование), а также превышает 80% (начальное и дошкольное образование, начальное образование), – рассказали в пресс-службе университета.
По данным центра карьеры ННГУ, предварительно в 2022 году среди студентов выпускных курсов Арзамасского филиала трудоустроиться по специальности и работать учителями собираются около 45% учащихся. При этом некоторые студенты 4-5 курсов уже трудятся в школах и учреждениях допобразования.
По результатам опроса можно констатировать, что основной причиной, по которой студенты не хотят работать учителями, является низкий уровень оплаты труда, – добавили в ННГУ.
ДЕЛО В ДЕНЬГАХ, НО НЕ ТОЛЬКО
«Открытый Нижний» пообщался на условиях анонимности с несколькими учителям. И те подтвердили: дефицит кадров имеется. Так, по словам работницы одного из государственных общеобразовательных учреждений сообщила, что им не хватает двух учителей иняза и одного математика. Учительница частной школы в свою очередь заявила о нехватке преподавателей физики и астрономии. Чтобы уроки все-таки проходили, в школу приходит педагог из другого учебного учреждения.
Учителей физики в принципе сейчас мало. Мы искали физика весь прошлый и позапрошлый год, у кого не спросишь – один учитель на две школы работает, – сказала собеседница «Открытого Нижнего».
Она считает, что проблема нехватки учителей-предметников в Нижнем Новгороде и области действительно стоит остро. Но почему? Здесь обе наши героини сошлись во мнении, что основные проблемы кроются в тотальном неуважении к профессии вышестоящих органов, колоссальной нагрузке и низкой зарплате. С их слов, едва ли себя прокормишь просто отрабатывая часы. Поэтому учителя вынуждены брать классное руководство и заниматься внеурочной деятельностью.
За одну и ту же работу в Москве платят 100 тысяч рублей, а в Нижнем Новгороде – только 25-30 тысяч, – пожаловалась учительница частной школы.
ОСТАЛОСЬ ПОДОЖДАТЬ 5 ЛЕТ
При этом специалисты полагают, что в ближайшие годы ситуация с педагогическими кадрами начнет выправляться.
Консолидированное мнение руководства страны, представителей педагогического сообщества, науки и экономического сектора состоит в том, что социальный институт образования приобретает совершенно новую роль, формируя экономику знаний. Вместе с этим меняется и статус педагога, я сам этому свидетель – преподаю почти 20 лет! – сообщил ректор НГПУ имени Минина Виктор Сдобняков.
Он подчеркнул, что форматы обучения включают самые разные инновационные методы. Например, Технопарк и Кванториум – оба технологических пространства есть в Мининском университете. Это, по словам Сдобнякова, мотивирует приходить в профессию.
Востребованность, гарантия трудоустройства приводят к тому, что интерес к педагогической профессии растет. Это подтверждается недавним исследованием ВШЭ, согласно которому педагог – третья по популярности профессия среди абитуриентов 2021 года, – добавил собеседник «Открытого Нижнего».
Поэтому есть основания полагать, что в течение 5-7 лет дефицит учителей в Нижегородской области станет менее острым.
Вместе с тем в региональном минобре рассказали, что дефицит кадров в школах Нижегородской области ликвидируется за счет трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования с профилями «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образования (с двумя профилями подготовки)».
Кроме того, на работу учителями устраиваются участники федеральных и региональных программ поддержки специалистов. Так, за 2021 год по программе «Земский учитель» и «Улучшение земельных условий» было закрыто 58 вакансий.
В регионе ведется планомерная работа по ликвидации дефицита кадров, – заключили в минобре.
Фото: pixabay.com
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!