Научная программа для участников проекта «Менделеевские классы» стартовала в Нижегородской области на базе ННГУ имени Н. И. Лобачевского. «Открытый Нижний» побывал на мероприятии, которое состоялось 13 декабря.
Проект «Менделеевские классы» проводится в Нижегородской области второй год. Его разработали в Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева при поддержке Федерального экологического оператора. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности». Сейчас в «Менделеевских классах» участвуют восьмиклассники из шести регионов страны: Нижегородской, Курганской, Иркутской, Кировской, Саратовской областях и Удмуртской Республики.
В этом году «Менделеевцами» в Нижегородской области стали 14 учеников 8-го класса школы №27 Дзержинска. Ребятам предстоит подготовить исследовательские работы на выбранные темы, посвященные экологии.
Авторы лучших проектов отправятся в «Менделеевскую экологическую экспедицию», которая пройдет в 2023 году. Прошлые экспедиции были на Байкале и Финском заливе.
По словам декана химического факультета, доктора химических наук, профессора ННГУ Алексея Маркина, помогать школьникам будут наставники. Это студенты старших курсов, магистранты и даже аспиранты. Кроме того, восьмиклассники будут приезжать в университет, чтобы проводить исследования для проектов, а также посещать дополнительные занятия по химии.
13 декабря школьники из Дзержинска посетили Университет имени Лобачевского впервые в рамках проекта.
После приветственного слова восьмиклассников проводили в стеклодувную мастерскую. Там их встретил ее руководитель Талат Гусейнов, работающий в ННГУ 58-й год. Маркин подчеркнул, что в этой мастерской изготавливаются сложнейшие образцы химической посуды, которая впоследствии используется для работы ученых.
Руководитель мастерской продемонстрировал школьникам процесс изготовления стеклянной изделий. С помощью горелки он расплавил трубку и придал ей форму шара. Еще через несколько минут появилась елочная игрушка необычной формы. Талат Гусейнов сделал еще одну и подарил сувениры «менделеевцам».
Затем ученики вернулись в аудиторию, где им предстояло научиться решать задачи повышенной сложности. Обычно такие встречаются на школьных олимпиадах по химии. В этом ребятам помогла кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры физической химии Любовь Колесникова.
Впереди важнейшая часть мероприятия – встреча с наставниками, которые будут курировать учеников в период проектной деятельности. По словам Маркина, их выбрали с помощью преподавателей и руководства химфака. К каждому студенту прикрепили двух «менделеевцев».
Декан подчеркнул, что кураторы будут помогать школьникам с подбором научной литературы для проектов, их оформлением, а также составлением презентации, которую они представят в итоге в образовательном учреждении.
Сейчас же наставники обменялись контактами с восьмиклассниками и подсказали, как нужно начинать работать над исследованием . Обговорили и эксперименты, которые можно провести в рамках той или иной темы.
Один из кураторов, а также участник менделеевской экологической экспедиции в 2022 году, Дмитрий Лексаков рассказал, что ему интересна не только научная деятельность, но и преподавательская. Поэтому он решил участвовать в «Менделеевских классах».
В будущем хотелось бы подключить как можно больше школ – лишь бы на всех наставников хватило. Но я надеюсь, что активных студентов достаточно. Другие же не понимают, от чего отказываются, – поделился студент.
После ученикам предложили надеть белые халаты для практической части – экспериментов. Сначала один из студентов ННГУ показал несколько опытов с жидким азотом. Например, он полил свою руку этим веществом при том, что его температура составляет -196°C. Молодой человек объяснил: жидкость практически не касается кожи, а при комнатной температуре быстро испаряется.
Ученикам раздали пробирки с разными веществами и предложили самим провести опыты. Процессом руководил кандидат химических наук, доцент кафедры аналитической и медицинской химии Павел Мосягин. Он через конкретные примеры и формулы объяснял, почему та или иная жидкость меняет цвет или становится прозрачной.
Декан химфака подчеркнул, что эксперименты – наиболее увлекательная часть встречи. По его словам, дети поймут, что химия – экспериментальная наука, а ученые проводят много интересных опытов.
Сегодня мы подобрали опыты, абсолютно безопасные для детей. При этом они увидели конкретные яркие эффекты химических реакций, – отметил Маркин.
Школьники поделились, что этот день стал для них крайне познавательным и интересным. Например, Максиму Сергееву понравилась стеклодувная мастерская, а Ире Волковой – решать сложные задачи по химии. Но наибольшее впечатление на ребят произвели химические опыты. Теперь же школьникам не терпится приступить к экологическим проектам.
Моя задача – рассказать молодежи об экологии. Я сам ею интересуюсь уже несколько лет. Например, сортирую бутылки и делюсь своим опытом с друзьями, – рассказал восьмиклассник Максим.
Алексей Маркин уточнил, «Менделеевские классы» – это проект, рассчитанный на популяризацию науки среди детей.
Идеи детей, их мысли и фантазии кажутся наивными только на первый взгляд. Может быть, при решении этого проекта нестандартно мыслящий ребенок выдаст такое решение, которое реализуют позднее, – заявил декан.
Фото: «Открытый Нижний»
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!