Невероятно, но факт. Те работы, которые вы сейчас видите, это вовсе не фотографии. А самые настоящие рисунки, выполненные простыми карандашами и черными ручками. Нижегородская художница и дизайнер Ольга Ларионова рассказала «Открытому Нижнему», как из самоучки она стала чуть ли не самым лучшим гиперреалистом в России.
- Рисовала я всегда, с раннего детства. Сначала мне помогала мама – изображала животных, цветы. В общем все то, что обычно взрослые рисуют своим детям. А я раскрашивала. Еще в детстве лучшим подарком были новые карандаши, ручки и альбомы, - рассказывает Ольга. - Потом начала рисовать уже сама, лет в 12 увлеклась портретами. А про тот стиль, в котором я работаю сейчас - гиперреализм, я узнала не так давно, несколько лет назад. Наткнулась на работы мастеров этого направления - Дирка Дзимирски (Dirk Dzimirsky), Армина Мерсмана (Armin Mersmann), и мне тоже захотелось научиться так рисовать. А поскольку я и до этого стремилась к реализму в своих работах, то это направление стало следующей ступенькой в развитии. Сейчас любимых гиперреалистов уже больше, но именно картины этих художников вдохновили меня тогда.
- Как я понимаю, этой технике не учат в Нижнем. Но вы же получили архитектурное образование. Знание классических университетских канонов помогает или, наоборот, мешает творить?
- Да, этой технике не учат в Нижнем Новгороде профессионально, не думаю я таже, что есть подобные курсы. Многие известные художники этого направления учились классической живописи и графике в различных академиях, а потом уже начинали увлекаться гиперреализмом. Но в этом направлении очень много самоучек, таких же, как я.
Знания, полученные во время учебы на архитектурном факультете, мне очень помогают сейчас. Теперь я могу не только нарисовать, но и объяснить, почему лучше делать именно так, чаще вижу ошибки. Да и помогать другим стало проще, зная все правила и секреты. Всем начинающим художникам всегда советую изучать основы рисунка и думать во время работы. Тогда и результат будет намного лучше.
- Как выбираете моделей? И есть ли самая любимая работа, которой вы гордитесь?
- Я часто рисую тех актеров, певцов, известных личностей, которые мне нравятся. В остальных случаях руководствуюсь вдохновением. Сложно объяснить. Появляется сильное желание нарисовать именно это и немедленно! Главное, не утратить пыл в процессе и довести работу до конца.
Любимых работ несколько, поэтому выделю тот рисунок, который был моей первой большой работой в гиперреализме по формату и деталям. Я называю это вызовом самой себе.
Старичок нравится, хотя сейчас уже не верится, что я это смогла нарисовать.
И портрет Джереми Реннера. В нем есть какая-то особенная глубина, очень реалистично смотрится.
Сейчас я перешла и на работу с цветными карандашами, поэтому могу отметить первую работу в цвете.
А в целом, я не часто любуюсь своими рисунками, нарисовала и забыла, ведь впереди что-то новое. По времени на работу уходило от 2 недель до пары месяцев. Все зависит от наличия свободного времени и желания рисовать.
- Проходят ли выставки выших работ?
- Пока только одна, и та домашняя. Предложения о выставках были, но пока не реализовать их не удавалось по разным причинам. Но я не слишком расстраиваюсь по этому поводу. Если получится однажды - хорошо, нет - значит, пока не время, я ведь рисую не ради выставок.
- А рисуете только по фото? ИЛи в контакте с живыми моделями?
- Сейчас в основном работаю по фотографиям, но часто для себя делаю наброски, зарисовки с натуры. На пленэр или живые портреты людей времени не хватает. Я рисую поздно вечером, а с фото в таких условиях работать просто удобнее. Тем более, если рисуешь известных людей, просто нет возможности общаться с ними напрямую. А так хотелось бы! Сейчас есть несколько идей и начатых работ, не привязанных к фото, но нужно их довести до ума.
- Получается ли творить на заказ, или это вам не по душе?
- Разве что в подарок близким людям. Раньше рисовала, но мне это не интересно. Процесс становится слишком механическим, когда рисуешь то, что нужно, в определенные сроки, а не то, что хочется.
- Насколько мне известно, вы рисуете полноценную картину отдельными кусками. Это в какой-то мере напоминает работу струйного принтера.
Рисование частями - это просто привычка. По правилам это не совсем верно, нужно работать от общего к частному, постепенно прорабатывая детали. Но я училась самостоятельно и не знала всех правил. Мне удобнее было рисовать именно частями, сразу набирая нужный тон. Обычно я начинала с глаз, или с верхнего края листа, чтобы, спускаясь вниз, не смазывать нарисованное рукой. Даже преподаватели по рисунку в университете не смогли меня переучить. На занятиях я рисовала, как требовалось, а для себя - как привыкла. Зачем мучиться, если результат все равно не хуже?
Рисование обычно начинается с построения, тут я не пренебрегаю правилами и все делаю как нужно. Общие объемы, осевые линии, потом уже намечаю детали. Как-то пробовала рисовать по сетке, ей многие сейчас пользуются, чтобы ускорить процесс построения. Но это оказалось скучно. После начинаю штриховать, постепенно набирая тон. Твердыми карандашами работаю над освещенными участками и полутонами, мягкими в тенях. Уделяю много внимания точной передаче объема, света, полутонов и теней, проработке деталей - именно из-за этого работы смотрятся такими реалистичными. Что-то могу поменять в процессе, где-то добавить штрихи, если мне не нравится. Я не всегда рисую все так, как вижу на фотографии. Если на фото тень - это черное пятно, то зачем на рисунке делать такое же? Гораздо интереснее додумать, что в этой тени, и нарисовать. Да и на фото во время работы я не постоянно смотрю. Если знаешь, как рисовать какие-то вещи, хорошо представляешь объем, анатомию человеческого лица и тела, то это просто не нужно.
- А как выглядит ваше рабочее место? Творить можно где угодно, или все-таки нужна своя атмосфера?
- Студии у меня нет, поскольку рисование - не мое основное занятие. Рисую, где удобно, сидя в кресле, на диване, могу взять мольберт и рисовать на улице, если погода позволяет. Главное, чтобы не отвлекали и не мешали погрузиться в процесс. Включаю музыку или фильм для фона и вперед!
- Сколько по времени занимает каждая работа?
- По часам не засекала. Тем более, что счет идет скорее на недели или месяцы, поскольку последние годы у меня очень мало свободного времени, а рисунки все большие по формату. В будни могу порисовать пару часов, но не каждый день, чуть больше по выходным. К примеру, на рисунок формата А2 (40х60см) при таком графике уходит около 2-х месяцев. Но очень хочется рисовать больше, чем я могу себе позволить сейчас.
- Глядя на вас, кажется, что гиперреалистами не становятся, а ими рождаются. Насколько я знаю, вы в Нижнем Новгороде единственный художник, кто обладает этой техникой в совершенстве. И все-таки можно ли этому научиться?
- Научиться можно, если сильно захотеть. Лично знаю несколько людей, которые за 2-3 года практически с ноля добились прекрасных результатов и продолжают развиваться. Главное, чтобы у человека было время, терпение, способности и огромное желание рисовать. И не стоит бросать начатое, если не все получается так, как хотелось бы. Я тоже не сразу научилась всему и все равно до сих пор часто недовольна чем-то в своих рисунках, стараюсь учиться чему-то новому, изучать новые материалы, техники.
Уверена, в Нижнем есть еще таланты, просто пока о них не все знают. В России много очень талантливых художников, работающих в этом направлении. Некоторые даже хорошо известны по всему миру. Просто за границей гиперреализм стал популярным гораздо раньше, чем у нас, поэтому и наработок, известных художников гораздо больше. Там и мастер-классы проводятся, художники выпускают книги по своему творчеству и гиперреализму в целом, обучающие материалы публикуются.
- Некоторые говорят, что гиперреализм – бессмысленное направление. Рассуждают, что делать копию фотографии – пустая трата сил и терпения. Что вы думаете об этом? Какая основная идея этого вида творчества?
- Я в курсе многочисленных претензий к гиперреализму. И что смысла нет, и пустая трата времени, и не искусство это... Но ведь противники найдутся у любого направления в искусстве. Это дело вкуса. Либо нравится, либо нет, и по опыту скажу, что противников гиперреализма переубедить практически невозможно. Мне нравится не только гиперреализм, просто мне он ближе, мне нравится так рисовать. И я не могу сказать, что люблю работы всех художников этого направления. К примеру, огромные гамбургеры и бутылки кока-коллы, написанные маслом на холсте размером 1х1 метр, меня совершенно не трогают. Мне нравятся рисунки, изображающие людей, архитектуру, природу и натюрморты. В них я вижу жизнь, настроение, глубину, интересную игру света и цвета. Гиперреализм меня привлекает вниманием к деталям, к тому, на чем мы обычно не концентрируемся. Капли дождя на траве или коже, интересная палитра оттенков на лепестках цветов. К тому же не все гиперреалисты "дословно" копируют фото, как многие думают. Фотография - это лишь база, на основе которой рождается идея. Ну и техническая сторона меня тоже привлекает. Восхищает, что человек может создавать такие прекрасные картины карандашами и красками. Напечатать-то легко, а вы попробуйте нарисовать.
А еще многие спрашивают откуда столько сил, терпения. Не нужно особого терпения, нужно просто любить так рисовать. На собственном опыте скажу, что это очень интересно - прорисовывать детали, фактуры, и когда видишь, как на листе оживает рисунок - это счастье.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!