Говорить о религии в обществе не принято. Это, с одной стороны, невежливо, а с другой - часто мы просто не разбираемся настолько в предмете, чтобы говорить обоснованно. Чтобы сделать нижегородцев чуть более осведомленными, «Открытый Нижний» продолжает проект, посвященный религиям Нижнего Новгорода и людям, которые их исповедуют. В прошлый раз мы ходили в гости к буддистам, а сегодня знакомимся с армянской Апостольской церковью.
Храм находится в Нижнем Новгороде на улице Шевченко, прямо напротив церкви Адвентистов седьмого дня. Здесь красиво, тихо, спокойно, стоят лавочки, разбиты газоны, хочется присесть и отдохнуть. Но зайти просто так на территорию незнакомой церкви решится не каждый - а вдруг нельзя или ты, например, как-то не так одет? Оказывается, можно. При этом, находясь на территории храмового комплекса, женщинам не обязательно покрывать голову. Если захочется посетить сам храм, платок там для вас найдется. Об этом «Открытому Нижнему» рассказал священник нижегородской армянской церкви «Сурб Аменапркич» («Всеспаситель» - прим. ред).
- Это же церковь. Нужно понять, что зайти, помолиться, успокоить свою душу может совершенно любой человек, это же божий дом. К нам заходят часто, здесь очень красивое место, вид прекрасный, территория облагорожена, здесь хорошо находиться. Мамы приходят с колясками, детки бегают, туристы фотографируются внутри церкви. Мы с ними общаемся, отвечаем на вопросы, всем улыбаемся и от всего сердца всем рады, - рассказал отец Себеос.
Что нужно знать
Армянская Апостольская церковь относится к восточной ветви традиционного православия (к западной ветви относится греческая и соответственно ее преемница - русская). По преданию в первом веке нашей эры апостолы Христа Фадей и Варфоломей пришли в Армению и основали первые христианские общины (потому она церковь называется Апостольской), а в 301 году Армения стала первым государством в мире, которое провозгласило христианство как государственную религию.
- В течение последних двух тысяч лет армянский народ все время отстаивал свое право быть чадом Христовым. Войны, беды, правители и завоеватели - ничто не смогло заставить армян отречься от Христа. Это важно. Как говорил великий полководец Вардан Мамиконян: «Как невозможно поменять цвет кожи человека, так и армянин не может поменять своей веры». И, конечно, обязательно нужно знать, что армянский народ пережил геноцид. Во время Первой мировой войны в Османской империи было уничтожено 1,5 миллиона армян. Об этом нужно говорить именно затем, чтобы подобное не повторялось, - объяснил отец Себеос.
Геноцид
Вопрос геноцида, наверное, самый больной в армянской истории. Массовое уничтожение и депортация армян осуществлялись в Турции в 1915-23 годах и были обусловлены в основном нетерпимым отношением к немусульманам и политикой «отуречивания» нетурецких народов, проживающих на территории Османской империи. С того времени армянский народ добивается мирового признания факта геноцида.
- В позапрошлом году мы отметили столетие геноцида и в честь этой даты всех его жертв, полтора миллиона наших предков, причислили к лику святых. То есть в один день у нас появилось 1,5 миллиона заступников. Был также выбран символ геноцида - незабудка. Этот цветок называется так на всех языках мира. Было очень много разных предложений, но это самая красивая и самая простая идея, - поделился отец Себеос.
Стоит сказать, что на беседу отец Себеос приехал в костюме, на карман которого была прикреплена такая незабудка. Но для нас значение этот красивый значок обрел только после разговора с батюшкой.
Храм Сурб Аменапркич
Еще в архитектурный план Нижегородской ярмарки была включена армянская церковь. Тогда по указу Николая I ее построили за счет императорской казны, и в 1828 году храм был освящен. Но простоял он всего около 100 лет, и в 1925 году был разрушен.
Строительство нынешней церкви закончилось в 2011 году. И снаружи, и внутри она выполнена из армянского природного камня. Снаружи - армянский туф, а внутри - армянский фирзит. В 2013 году была освящена купель, кресты колокольни и купола, а 25 мая 2014 года состоялось освящение самого храма.
Внутри церкви можно увидеть копии армянских миниатюр, которыми украшались древнейшие рукописи, а также иконы с изображениями апостолов Фадея и Фарфоломея, а также Григория Просветителя - святого, великомученика, благодаря которому христианство было провозглашено в Армении государственной религией. Здесь же привычные для русского человека изображения святых Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, а еще новоканонизированных святых, мучеников «за веру и отечество» - жертв геноцида.
Церковь и община
Армянское население, или армянская община в Нижнем Новгороде составляет примерно 20 000 человек. В городе зарегистрирована юридическая организация «Армянская община», благодаря ее усилиям и за счет пожертвований прихожан и появился этот храм. Члены общины, естественно, являются прихожанами церкви, и потому понятия «армянская церковь» и «армянская община» неразделимы.
Приход живет своей жизнью: воскресные службы, утренние молитвы, проповеди, паломничество, образование. Под зданием церкви есть небольшое помещение, человек на 80, где проводятся кинопоказы и разные культурные мероприятия. Например, в последний раз в рамках городского фольклорного рок-фестиваля в Нижний Новгород из Армении была приглашена группа "Бамбир", которая встретилась здесь с армянской молодежью.
Существует воскресная школа. Она начала работу задолго до того, как появился сам храм. Сейчас там занимается около 100 человек - изучают армянский язык, литературу и историю. Преимущественно это, конечно, дети 10-12 лет, но есть и взрослые ученики, в том числе и не армяне.
- Одному человеку 40 лет, изучает армянский язык. Честно говоря, трудно сказать, почему люди приходят. Может, у них хорошие друзья, может, они побывали в Армении, влюбились в эту страну и в этот народ и решили выучить этот древнейший богом данный язык. Прийти заниматься в школу может любой человек. А еще у нас есть Центр армяноведения в ННГУ им. Лобачевского, там лекции читают преподаватели вуза, иногда, по мере необходимости, мы с ними взаимодействуем - проводим совместные мероприятия, встречи, познавательные, образовательные, - рассказал отец Себеос.
Общее и отличия
Несмотря на то что армянская церковь - это тоже православие, отличия от русской православной церкви, конечно, есть. Прежде всего здесь, в храме не бывает иконостаса, вместо него используется завеса, которая открывается и закрывается. Сами иконы выполняются на холсте. В храме есть лавочки - во время божественной литургии можно присесть, кроме того, они предусмотрены для беременных женщин и пожилых людей. Служба ведется на древнеармянском языке, который, как и старославянский для русских, малопонятен прихожанам. Для тех, кто не умеет читать по-армянски, предусмотрены переводы и даже транслитерация текстов, где армянские слова написаны русскими буквами. Также в армянском храме во время службы звучит орган, здесь он электрический.
Еще одна отличительная черта - только у армянского народа в убранстве храма присутствуют каменные поклонные кресты - хачкар («крест каменный» - прим.ред.). Что-то подобное есть еще у ирландцев, но у них он вырезается в форме креста, а не прямоугольника. Кроме того, и сам армянский крест необычен - на нем нет распятого тела Христа, а есть цветы. Такой крест называют «цветущим», он символизирует воскресение, вечную жизнь, победу жизни над смертью.
- Чем отличается русская церковь от армянской? Именно тем, что она русская. Там русский менталитет, русское богатство, широта, а тут у нас маленькая Армения, скромная, не очень богатая. Но у нас гораздо больше общего, чем отличий. Конечно, они есть, но простому прихожанину, русскому, армянину, грузину, кому угодно - не стоит вникать в глубокие догматические вопросы разногласий церкви. Все это, я считаю, не важно, - пояснил отец Себеос.
Межнациональные браки
Армянская церковь - национальная, то есть ее прихожанами являются люди одной национальности, в данном случае армяне. Тем не менее стать ее «чадом» может любой выразивший желание человек. В этом случае нужно будет исповедаться, причаститься и в дальнейшем соблюдать каноны.
Конечно, жизнь такова, что юноши и девушки прихода выбирают себе спутников жизни далеко не по национальному признаку. В этом случае пару все равно венчают согласно армянской традиции.
- Скажу без лукавства, к сожалению, такое происходит очень часто. Я не приветствую межнациональные браки. Думаю, это не приветствуется и в семьях, причем в обеих, потому что это лишние трудности. Семейная жизнь и так трудная, а тут еще две культуры, два языка, обычаи и традиции двух народов. Это проблемы. Но у нас есть много семей примерных и счастливых, где дети получают воспитание и русское, и армянское, - отметил отец Себеос.
Мирный Нижний
Сам отец Себеос - это зрелый мужчина, с приятным голосом и совсем небольшим акцентом. Возможно, как любой священник, он кажется немножко отцом и одновременно гостеприимным хозяином.
- Я 12 лет служу в России. Сначала шесть лет в Астрахани, потом год в Ростове-на-Дону, а с 2012 года уже в Нижнем Новгороде. Я люблю этот город - он своим рельефом напоминает мне мою Родину, а в России ведь очень мало таких городов. Когда я приехал сюда, мне сразу показалось, что нижегородцы отличаются от других россиян. Они более мирные, что ли. Я почувствовал это в первый же день, а приехал я перед самым Новым годом и Рождеством Христовым. Мне сразу бросилось в глаза, что здесь люди больше смеются, улыбаются, атмосфера какая-то спокойная, может, это потому, что был праздничный период. Я рад, что служу здесь и, если можно так сказать, вместе со своим приходом вношу маленькую лепту в жизнь этого благодатного Нижегородского края.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!