Многие изобретатели «АЗ «ГАЗ» годами ожидают денежных выплат за свои заслуги. Эту общую ситуацию можно рассмотреть на одном конкретном примере Александра Анатольевича Афанасьева, который посвятил заводу всю свою жизнь. Через все этапы разработки и внедрения изобретения мы пройдем в этой статье совместно с нашим героем, чтобы в полной мере увидеть всю неправоту "ГАЗа".
Александр Афанасьев пришел в «ГАЗ» в 1969 году сразу после Горьковского авиационного техникума в технологическое управление на должность техника-конструктора. В 1980 году успешно закончил вечернее отделение Горьковского политехнического института, и на заводе последовательно прошел все ступени: от инженера-конструктора до руководителя и в итоге главного специалиста автозавода.
В 1977 году Александр Афанасьев получил первое авторское свидетельство на изобретение, а на сегодняшний день нижегородцем подано и внедрено более сотни крупных рационализаторских предложений, он является автором 32 патентов по изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, многие из которых и по сей день широко используются в производстве автомобилей заводом «ГАЗ».
Важнейшим для нижегородского автопрома изобретением Афанасьева стала конструкция колеса нового образца для «Газели» и способ получения дисков колес из высокопрочной стали.
Уникальное колесо
История эта началась в 2010 году, когда нижегородский новатор предложил изменить колесо для «Газели» в соответствии со своей задумкой. Испытания и расчеты на ЭВМ показали, что новая разработка вдвое лучше прежних колес, однако для внедрения идеи потребовались бы денежные затраты, и о предложении благополучно забыли.
И все бы осталось как есть, если бы в 2013 году не закрыли единственного поставщика стали «У8А» в России – завод «Уральская сталь».
На тот момент «у руля» стоял швед, товарищ Андерсон, один из главных акционеров колесного завода в Турции. На совещании директор по закупкам Кайстро высказал его предложение: отныне закупать турецкие колеса для автомобилей «ГАЗель – Бизнес» (для «ГАЗелей – NEXT» в то время уже покупали турецкие колеса) и закрыть колесный цех. А на месте колесного цеха предлагалось сделать склад для деталей «Фольксваген». Цех этот был стратегическим, его во время войны пытались уничтожить немцы - разбомбили, но его за 100 дней восстановили. А сейчас, выходит, предлагают уничтожить своими руками?
Идея закрыть колесный цех выглядела в глазах нижегородца настоящим преступлением. Совместно с управляющим Юрием Гусевым была организована работа по улучшению высокопрочной отечественной стали со специалистами из «Северстали» и НГТУ им. Алексеева.
- Обычно высокопрочные стали обладают малой пластичностью. Проведенный анализ выявил, какие элементы влияют на пластичность и в какой степени. Уменьшили их количество и получили прочную и пластичную сталь. Сейчас она широко применяется и на других деталях автомобилей. Известные импортные стали – прочные, но пластичностью не обладают - штамповать их очень сложно.
Новая особо прочная сталь потребовала другого подхода. Применить действующую на тот момент технологию и оборудование было невозможно. Немцы, по запросу «ГАЗа», предложили переделать прессы, вложив при этом большие средства. Но на модернизацию прессов ушло бы очень много времени – заводу пришлось бы простаивать.
Тогда Афанасьев предложил новую технологию изготовления дисков колес из высокопрочной стали на оборудовании сорокалетней давности. Качество полученных деталей оказалось очень хорошим.
- Есть такой показатель – радиальное биение. Оно не должно быть больше 1,2 мм – европейский стандарт. Это важно для того, чтобы на трассе машина хорошо управлялась на больших скоростях. Фактически мы сделали такую конструкцию и такую технологию, что мы даже на нашем оборудовании делали радиальное биение не более 0,8 мм в основном, а иногда и того меньше!
В рекордные сроки
В мае – июле 2013 предложенное колесо приняли в работу: провели расчеты и выяснили, что эта конструкция лучше, чем предлагаемые ранее в инженерном центре.
В августе того же года инженерный цех подтвердил выпуск колес нового образца, и что же произошло потом? Александру Афанасьеву предложили должностное понижение – из главных специалистов с соответствующей заработной платой его перевели на должность грузчика второго разряда!
Любой другой человек в этой ситуации уволился бы, но не наш изобретатель. Он просто не мог оставить это дело, решив для себя, что будет работать не ради денег, а ради страны.
Три раза изготавливали опытные партии колес. Проводили, как положено, стендовые испытания. Выяснилось, что их долговечность превышает нормы в три раза!
В сравнение, китайские колеса, которые в то время также рассматривали, как возможную альтернативу, были изготовлены из обычной стали и не прошли испытания на стенде.
В апреле 2014 года приняли решение провести подготовку за три месяца, иначе пришлось бы заключать контракт с турецким заводом по изготовлению колес. При этом возникли сложности. Большинство конструкторов по штампам сократили. Руководство технологического отдела отказалось проектировать оснастку.
Проектировать колесо пришлось Афанасьеву, как бывшему конструктору. Все эти три месяца он работал без выходных по 10 - 12 часов в день. Все авторы рационализаторского предложения и изобретения трудились слаженно, как одна команда. Особенно заводчане выделяют в своих воспоминаниях вклад в общее дело товарища Красиловского.
В результате все было спроектировано и изготовлено без единой ошибки. В рекордные сроки минимальным составом специалисты «ГАЗа» смогли выполнить колоссальный объем работ вовремя.
Когда колеса пошли в работу, за рационализаторское предложение было выплачено некоторое денежное вознаграждение, но Афанасьеву платить не стали.
Нечестный закон
Когда колеса приняли, изобретателя «повысили в должности» - до слесаря.
Невыплату вознаграждения за рационализаторское предложения объяснили тем, что Афанасьев, мол, слесарь, причем другого производства. Хотя на самом деле он занимал тот же кабинет и выполнял ту же работу, что и ранее: пользовался теми же компьютерами, посещал совещания, консультировал молодых специалистов и был основным автором.
Более того в 2015 году премию президента «ГАЗ» за внедрение нового колеса выдали одному из руководителей завода долгое время сопротивлявшемуся этой конструкции. Это было широко разрекламировано – написана статья в газете «Автозаводец», процесс награждения этого специалиста показан по каналам центрального телевидения.
До 2014 года завод выплачивал как Александру Афанасьеву, так и другим авторам некоторые суммы за внедренные изобретения (меньшие, чем полагалось по закону, но авторы были в своем большинстве удовлетворены).
Все изменилось после 2014 года. По шести полученным Афанасьевым в этот период патентам на изобретения, полезным моделям и промышленному образцу не было выплачено ничего. Не выплачено даже поощрительных вознаграждений! Экономия для «ГАЗа», по расчетам экономистов завода, по этим техническим решениям превысила - 1,5 млрд. руб. (данные на середину 2017 года), прошел еще год – экономия соответственно выросла, но выплаты так и не возобновились.
Но как же так вышло, что авторов изобретений оставили без выплат? Дело в том, что в 2014 году вышло постановление правительства № 512 «Об утверждении правил выплаты вознаграждений…».
Оно предлагает выплату авторам вознаграждения в размере средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев, в которых это изобретение было использовано.
- То есть, долевого участия как бы нет. Нет соразмерности вознаграждения полученной экономии. В то же время в постановлении есть ссылка на заключение договора между работодателем и работником, но подробно это не расписано - на усмотрение работодателя. Что же делает руководство? Конкретно мне убавили заработную плату за последние два года почти в пять раз. Предложили выплатить 180 тысяч рублей и оказаться от дальнейших претензий - за 600 миллионов рублей экономии, приходящихся на мою долю.
От такого расчета изобретатель отказался, решив искать правду у руководства страны. С ним солидарны большинство авторов, отказавшиеся от выплат по такому принципу.
Письмо президенту
Патенты на изобретения всегда получают гораздо позже внедрения, что обусловлено приказом завода, по которому подать заявку на изобретение можно только после внедрения предварительно написанного рационализаторского предложения. Должно быть заключение управляющего, далее решение технического совета и так далее.
Все спорные патенты, по которым оплата не произведена, внедрены значительно раньше, чем вышло постановление правительства № 512. Например, новое колесо для «ГАЗели» было предложено еще 2012 году, внедрено в июле 2014 года. А патенты получены только в 2016 году.
К тому же существует приказ № 198 от 15.08.2014, утвержденный президентом «Группы «ГАЗ» В.Н. Сорокиным. Это приказ предлагает выплату вознаграждения за внедренные до 1 октября 2014 года изобретения, осуществлять по законам РФ, то есть за 2014 год следует выплачивать сумму в 15% экономии. Изобретения внедрены ранее, то есть даже по этому приказу должны быть определенные выплаты.
- Экономия, полученная за новое колесо в 2014 году, составила 110 миллионов рублей, следовательно, авторам, должно быть выплачено 16,5 миллионов рублей. Всего авторов восемь человек. У меня, как у основного автора, 35% долевого участия. Сумма не кажется такой уж большой, если учесть, что только за три года завод получил экономию от этого мероприятия более одного миллиарда!
Среди разработок Александра Анатольевича, есть большой проект заводского масштаба, так называемый «Жесткий кузов». В этом проекте, на который также получен патент РФ, изменено более 150 деталей и все узлы кузова «Газели». После внедрения разработки машина стала легче на 40 килограммов, ее прочность резко возросла, а экономический эффект для предприятия составил порядка 65 миллионов рублей в год!
В 2016 году Александр Афанасьев вышел на пенсию. Долгое время он не хотел обращаться в суд, поскольку на заводе ему непрестанно обещали наконец-то расплатиться, да и судиться с предприятием, которому посвятил всю жизнь довольно тяжело.
В феврале 2018 года накануне выборов президента состоялась встреча с руководством. Обсуждалась сумма выплат. Изобретателю обещали подготовить договор и связаться снова, но так и не связались. На этом железное терпение новатора не выдержало, и сегодня он готовит соответствующие заявления в суд. Александр Афанасьев уверен, что правда на его стороне – это подтвердила и нижегородская прокуратура.
Завод не согласен
В «ГАЗе» придерживаются своей точки зрения на события. Вот, что нам ответили по этому вопросу в пресс-службе завода:
«Горьковский автозавод не оспаривает соавторство Александра Афанасьева в разработке в 2014 году конструкции автомобильного колеса, используемого при производстве техники. Завод с большим уважением относится к авторским правам, поощряет личный вклад сотрудников в новые разработки. Размер вознаграждений за использование запатентованных технических решений определяется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. Разногласия между Александром Анатольевичем Афанасьевым и предприятием вызваны различиями в подходе к определению размера экономического эффекта от внедрения запатентованных технических решений и, соответственно, суммы вознаграждения за их использование. Мы открыты к переговорам с автором и готовы искать компромиссное решение. Возможное обращение Александра Анатольевича в суд не является признаком конфликта или ущемления авторских прав – судебные разбирательства являются общепринятой практикой для решения подобных спорных вопросов».
Патентовед Сергей Пушкин таким ответом был немало удивлен.
- Часть сказанного «ГАЗом» соответствует действительности и «судебные разбирательства являются общепринятой практикой для решения подобных спорных вопросов», но при условии, если работодатель не желает вообще платить, ведь патентообладателем за четыре года не предложен ни один расчет вознаграждения и даже нарушен закон о выплате поощрительного вознаграждения за полученный патент. Что мешало «ГАЗу» выплатить это поощрительное вознаграждение? Ведь здесь нет разногласия между сторонами и не может быть, потому что в законе однозначное толкование. Про открытость к переговорам большое сомнение. Кстати, хочется напомнить, два других изобретателя автозаводца пенсионера два года назад судились с «ГАЗом» по поводу невыплаты вознаграждения аж за восемь лет использования своего изобретения, и за которое «ГАЗ» не платил ни копейки. Тогда суд определил вознаграждение, начислил пени за несвоевременную выплату, а «ГАЗ» по суду, хоть через восемь лет, но вынужден был рассчитаться с авторами. Судом было установлено, что не только не было какого-либо вознаграждения, а даже акт об использовании изобретения был составлен через шесть лет со дня внедрения решения под напором авторов - это наглядно показывает отношение и внимание к изобретателям. Те же изобретатели четыре года назад подавали в суд в связи с неоплатой вознаграждения за другое изобретение. Суд напомнил авторам, что обращаться к нарушителю закона надо своевременно и отказал им в иске в связи со сроком исковой давности. Это ли не наука для всех остальных изобретателей! История может повториться для авторов изобретений, которые работали сообща с Александром Анатольевичем.
Александр Афанасьев хочет добиться правды не только для себя, но и для тех многих изобретателей, которые оказались в схожем положении. Часть из них до сих пор работает на заводе – они побоялись общаться с нами, опасаясь увольнения. Все они надеются, что обнародование этой истории повлияет на политику «ГАЗа», а на чьей стороне правда – установит суд.
Напомним, что нижегородские школьники получили три премии на выставке изобретений в Индонезии.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!