Вчера, 14 мая, были подведены итоги регионального конкурса «Учитель года-2019», победителем которого стал 24-летний учитель физики из Лыскова Дмитрий Комиссаров.
Осенью молодой человек представит регион на всероссийском этапе престижного соревнования. А пока журналист «Открытого Нижнего» пообщался с ним и узнал, как Дмитрий относится к ЕГЭ, что бы он хотел изменить в современной системе образования, на что потратит денежный приз и зачем у него в классе стоит велотренажер.
Учитель-мужчина – редкость в наши дни. Тем более когда речь идет не о физкультуре, а о физике. Почему вы выбрали именно эту профессию?
Я стал учителем по призванию. Еще в школе очень увлекся физикой, а потом организовал в Лыскове движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, понял, что у меня есть организаторские способности, и решил объединить эти два умения. После школы я устроился работать в детский лагерь, чтобы проверить себя, и там окончательно убедился, что это мое.
Самое главное качество хорошего учителя – это любовь к детям. Каким бы профессионалом в своей области он не был: первоклассным физиком, химиком, географом - если он детей не любит, в этой профессии у него ничего не получится. Дети это чувствуют. Я не могу ответить на вопрос, почему в этой работе больше женщин, работа эта больше подходит именно представителям сильной половины человечества. В моей школе довольно много мужчин-педагогов: по физкультуре, технологии, музыке, истории. Директор – тоже мужчина. У нас в детском саду есть даже мужчина-воспитатель.
Как вы относитесь к современной системе образования? Хотели бы в ней что-то изменить?
Система образования сильно изменилась по сравнению с Советским Союзом. Мне кажется, мы выбрали правильный вектор развития и идем в нужную сторону. Появляются новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения более интересным. Если раньше учитель был практически единственным источником информации, то сейчас все переходит в цифровой формат. Школьник может посмотреть все в интернете, а учитель здесь выступает в роли консультанта и наставника. Грань между учителем и учеником стирается, становится больше живого общения на равных и меньше авторитарного режима учителя. А основной минус - это бумажная волокита и большое количество отчетов. Это отвлекает от основной деятельности, на это тратится много времени.
А что думаете по поводу ЕГЭ?
ЕГЭ сейчас очень сильно отличается от того, что было в начале. Тогда задания в основном состояли из тестов. Сейчас, мне кажется, по моему предмету ЕГЭ справедливо оценивает знания ученика. Система убирает человеческий фактор, все находятся в равных условиях. У всех выпускников есть возможность поступить в тот вуз. в который они хотят, в любом городе страны. Причем подать документы можно, не выходя из дома.
А какая у вас система?
Я работаю учителем всего три года, и четкой системы у меня пока нет. Она только вырисовывается. Главное - один урок не должен быть похож на другой. Когда ученики приходят на занятие и не знают, что их ждет, они с открытым ртом сидят и слушают, у них появляется интерес. Я иногда даже сам не знаю, как пройдет мой урок. Понимаю тему, как ее преподать, но не планирую заранее, какими методиками я буду пользоваться. Стараюсь придумывать что-то свое. Например, проводить урок не у доски, а с задних парт. Ученики привыкли всегда видеть учителя у доски, с мелом и тряпкой в руках. А я вошел в класс, сел назад и стал рассказывать материал оттуда, пользуясь лазерной указкой. И у школьников сразу появилась заинтересованность.
Занятия могут проходить далеко не только в классе. Иногда мы выбираемся на свежий воздух. Я неоднократно организовывал походы на электростанцию, в котельную. Мы часто выходим за пределы школы. Для учеников это решает сразу несколько проблем: они не только осваивают тему, но и узнают что-то новое о профессиях и постигают все физические явления и процессы на практике. Потому что прочитать что-то в учебнике – это одно, а увидеть вживую и потрогать собственными руками – совсем другое. У меня в классе даже стоит маленькая электростанция с велотренажером. Когда ученики хотят зарядить телефон на перемене, они подходят и начинают крутить педали. Электричество – достаточно сложная тема в курсе физики. Так школьники понимают, как все устроено не в теории, а на практике. В качестве домашнего задания я иногда задаю написать сочинение. Например, на тему «Что бы было, если бы я был молекулой». Конечно, физика – это в основном решение задач, но с помощью таких заданий дети тоже раскрываются.
Почему решили пойти на конкурс? Думали ли, что победите?
В прошлом году я был на финале в качестве зрителя, увидел выступление Сергея Лебедева (учитель физкультуры, победитель 2018 года), и оно меня вдохновило. Всегда смотрел на людей, которые горят своей профессией, с уважением и гордостью. Конечно, мне очень хотелось победить, но больше был интерсен сам процесс подготовки к испытаниям, новый опыт. И конкуренты были достойные, которые много работают и любят свое дело, так что явным фаворитом я не был. Победа для меня была сюрпризом. Поэтому на всероссийский этап я ничего не загадываю.
На что потратите выигрыш?
За первое место я получил денежный приз - 75 тысяч рублей. Я веду свой видеоблог на YouTube, записываю короткие уроки по физике. Ролики начал снимать для своих учеников - чтобы те, кто по той или иной причине пропустил урок, смогли понять тему. Но ограничений тут нет: мне писали, задавали вопросы, оставляли комментарии и школьники из других городов. Одно видео набирает где-то 2,5 тысячи просмотров. Пока у меня совсем немного роликов - семь или восемь. Но я мечтаю записать весь курс физики с 7 по 11 класс. Снимаю пока на обычный телефон, поэтому выигрыш, наверное, потрачу на покупку техники.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!