На испытательном полигоне Горьковского автозавода прошел очередной «РобоКросс» - традиционные соревнования студенческих команд-разработчиков беспилотных транспортных средств. В этом году традиции исполнилось десять лет, и на церемонии открытия нашлось место и ностальгическим словам.
– 10 лет назад эти конкурсы родились как своего рода эксперимент, – вспоминает директор «РобоКросса» Максим Петров. – В России тогда вообще понятия беспилотного автомобиля не было, но мы попробовали. Благодаря «Группе ГАЗ» четыре студенческие команды запустили «ГАЗели» в автономном режиме по прямой. Тогда без водителя нужно было проехать всего лишь 50 метров. Прошло 10 лет – и я могу сказать, что отрасль беспилотного автотранспорта в России практически сформировалась. И везде в этой отрасли есть выпускники «РобоКросса».
В этом году в соревнованиях участвовали команды из Москвы, Нижнего Новгорода, Коврова, Ульяновска, Рязани, Владимира, Самары, Саратова, Иркутска и Санкт-Петербурга. Большинство команд неоднократно принимали участие в «РобоКроссе» на автомобилях «ГАЗель», подаренных Горьковским автозаводом самым активным участникам программы «Робототехника». За десять лет задача разработчиков заметно усложнилась: теперь беспилотникам требуется проехать извилистую дистанцию, развернуться и повторить маршрут до финиша. Кроме наземных транспортных средств в «РобоКроссе» уже традиционно участвуют и летающие беспилотные системы.
– ГАЗ очень помогает – предоставляет оборудование, автомобили, осуществляет экспертную поддержку и всегда открыто идет на контакт, – делится впечатлениями руководитель команды из Ульяновска, декан факультета информационных систем УлГТУ Кирилл Святов. – Для участия в «РобоКроссе» наша команда переработала механизм переключения передач, поскольку изначально на «ГАЗели» стоит механическая коробка. Также нами было разработано устройство, которое позволяет вращать руль с помощью электрических сигналов. Была разработана система, позволяющая управлять автомобилем дистанционно – и элементы беспилотного автомобиля на основе лидаров, трехмерных камер и различных систем управления.
Несмотря на то, что многие команды уже не первый раз участвуют в «РобоКроссе», составы команд постоянно обновляются. Молодые студенты – программисты, механики, электронщики – приходят на смену тем, кто уже закончил свой вуз. С трудоустройством у всех прошедших эти соревнования проблем не возникает.
– Не только победителей, но и всех желающих из числа участников «РобоКросса» мы будем ждать в своих рядах, – говорит управляющий директор автозавода ГАЗ Андрей Софонов. – Добавлю, что уже более 80 участников предыдущих конкурсов уже работают на заводе, создают машины завтрашнего дня.
Разработки участников «РобоКросса» оценивали инженеры-конструкторы Горьковского автозавода. Именно ГАЗ в последние годы удерживает лидерские позиции в России по разработке систем помощи водителю.
– Одна из составных частей беспилотника – система ADAS (автоматизированная система помощи водителю), которая в ближайшей перспективе планируется к серийной установке на автомобили «Группы ГАЗ». В первую очередь, это система автоматического торможения, – рассказывает Михаил Иванов, руководитель направления инновационных проектов Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ». – Следующая система, которая будет устанавливаться серийно – это система контроля схода с полосы, что особенно актуально для коммерческого транспорта, для междугородных перевозок. И еще одно интересное решение, над которым мы работаем – это система обеспечения безопасности пассажирских перевозок, контроль движения автобусов по выделенным полосам. Однозначно процент несрабатывания этих систем должен быть нулевым. Причем наша система торможения должна эффективно отрабатывать полную остановку, а не просто снижение скорости. И всё это делается на отечественных решениях.
По итогам «РобоКросса-2019» первое место в направлении «Беспилотные транспортные средства» завоевала команда Supernova Рязанского государственного радиотехнического университета, второе – команда KSTA Team 1 Ковровской государственной технологической академии, третье – команда МИР Нижегородского государственного технического университета. Номинацией «Нестандартный подход» отмечена команда KSTA Team 2 Ковровской государственной технологической академии, номинацией «Творческий рост» отмечена команда RoboLife Ульяновского государственного технического университета. В направлении «Беспилотные летающие системы» победителем стала команда «Коптер Экспресс» (Москва), второе место заняла команда COSPA (Самара).
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!