Законопроект о «либерализации» ОСАГО, который готовится к рассмотрению в Госдуме РФ уже 15 октября 2019 года, может привести к росту стоимости страхования ОСАГО для всех автомобилистов России. Больше всех от дано реформы могут пострадать жители населенных пунктов с численностью менее 150 000 человек – для них цена полиса может увеличиться на 122%. Об этом «Открытому Нижнему» сообщили в НРОО «Центр помощи автомобилистам».
Рост стоимости полиса ОСАГО может привезти к множественному отказу автомобилистов от страхования автогражданской ответственности и, соответственно, к невозможности получить компенсацию ущерба после ДТП для пострадавшего участника дорожного движения.
Законопроект о «либерализации» ОСАГО предполагает три важных изменения:
• расширение тарифного коридора базовой ставки с 1 января 2020 года на 40%, а с 1 октября - еще дополнительно на 30% (то есть, в сумме коридор будет расширен на 82% от текущей величины);
• получение страховыми компаниями возможности устанавливать индивидуальные коэффициенты для каждой группы автомобилистов;
• отмену территориального коэффициента проживания.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по формуле:
Базовая тарифная ставка * на каждый индивидуальный коэффициент (их несколько) = цена полиса ОСАГО.
Законопроект даст возможность страховщикам увеличить обе части формулы.
1) Базовая тарифная ставка – это фиксированная сумма, установленная страховой компанией для расчета стоимости ОСАГО для всех страхователей. Сейчас страховщик может установить любую базовую ставку от 2746 рублей до 4942 рублей. Новый законопроект предусматривает расширение тарифного коридора в 2020 году в общей сумме на 82%, что увеличит базовую ставку с начала 2020 года до 6900 рублей, а с октября 2020 года – до 9000 рублей.
Подобные повышение приведут к увеличению количества мелких компаний, продающих недействительные полисы ОСАГО по более низкой цене В итоге водители останутся и без денег, и без действующих полисов ОСАГО.
2) Второй важной составляющей формулы стоимости полиса ОСАГО являются индивидуальные коэффициенты. Они могут понижать цену полиса или повышать ее. Новый законопроект дает страховым компаниям право самостоятельно и бесконтрольно устанавливать индивидуальные коэффициенты для каждого автомобилиста. Это значит, что страховая компания может по желанию создавать к уже существующим коэффициентам дополнительные. При этом законопроект не создает ограничений в данных коэффициентах, не дает их критериев, то есть никак не защищает автомобилиста от возможного желания страховой компании рассчитать ему ОСАГО по завышенной стоимости с помощью новых надуманных повышающих коэффициентов.
На законодательном уровне разрешать страховым компаниям самостоятельно вводить новые повышающие коэффициенты в формулу ОСАГО – очень опасно для кошелька всех автомобилистов. Ведь задача любого бизнеса, в том числе страхового, - заработать как можно больше денег, а прибыль страховой компании складывается из суммы всех проданных страховых полисов.
«Страховые компании должны иметь полное право устанавливать на свое усмотрение только понижающие коэффициент. Возможные критерии повышающих коэффициентов должны быть жестко регламентированы законом. Список этих критериев должен быть ограниченным, четко сформулированным, детально прописанным и утвержденным на уровне не ниже Государственной Думы. Если ограничения критериев повышающих коэффициентов в законе не появятся, защитить водителей от неуемных аппетитов страховщиков будет невозможно, - подчеркивает руководитель НРОО «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.
3) Кроме передачи права создания новых индивидуальных коэффициентов страховщикам законопроект предусматривает отмену территориального коэффициента проживания. То есть для жителей небольших населенных пунктов с населением до 150 000 человек, к которым применяется понижающий коэффициент, стоимость автогражданки существенно возрастет с 1 января 2020 года.
Отказ сельских жителей от автогражданки скажется негативно на всех остальных участниках дорожного движения, так как, в случае отсутствия ОСАГО у виновника ДТП, пострадавший автомобилист не сможет получить от страховой компании возмещение причиненного ущерба – ему придется судиться с причинителем вреда, а это долго и зачастую малоэффективно.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!