Кризис продемонстрировал ограниченность модели, где все вращается вокруг торговых центров. Именно сейчас - время проверить новые идеи и найти ответ на вопрос: как освободить сердцевину городов из сетей экономической эксплуатации? Как уменьшить потребительство и внедрить многофункциональный подход? Как перевести фокус с максимизации прибыли на общее благо?
Вряд ли стоит надеяться, что строительные компании вдруг изменят свой подход. Но вполне возможно принять решение о городской политике, будет руководствоваться не рыночной логике, а интересами инфраструктуры и потребностями общества.
Структуру городов формируют улицы, и еще никогда не было столь заметно, сколько на самом деле места доступно на них, чем во время жесткого карантина, когда движения практически не было. Этот публичное пространство отражает приоритеты общества. Стоит задуматься: сколько места мы отводим различным видам транспорта?
Пандемия стимулировала людей пересаживаться на велосипеды, ведь так гораздо проще держать расстояние, чем в автобусе, поезде метро или такси. Почему бы не увеличить количество дорожек для них? Или хотя бы временно обустроить полностью свободные от автомобилей улицы? Или организовать совместные пространства, где бы различные виды транспорта и прохожие имели одинаковый приоритет? Так улице смогли бы предложить новые возможности для мобильности. Автомобиль на самом деле имеет немало альтернатив - и это доказывает все больше городов.
Важно не мыслить в терминах краткосрочных мер, которые позволят как можно скорее вернуться к старой системе, а строить долгосрочные структуры, устойчивые к кризисам.
Эту тенденцию можно наблюдать во всей Европе. В Париже мэр Анн Идальго существенно продвинулась в создании велосипедного города. Столица Испании, которая страдает от смога, тоже постепенно движется в этом направлении: меньше автомобилей, больше места для общественного транспорта, велосипедов, пешеходов. Брюссель использовал кризис, чтобы запустить общее пространство и превратить большие площади на зоны без автомобилей. И даже в таком «автомобильном» городе, как Рим, все больше людей пересаживаются на велосипеды.
Пандемия подсветила недостатки современных городов. Мы увидели семьи, страдающих от работы дома и домашнего обучения, поскольку их дома не были оборудованы для этого. Пустые центры городов, которые ранее были только местом для совершения покупок. Закрытые театры, кинотеатры, школы и парки, поскольку общественные пространства воспринимались как опасные зоны. Во время кризиса границы, которые когда-то казались незыблемыми, могут быть изменены: как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Сейчас самое время, чтобы переосмыслить, какой должна быть граница между работой и жизнью, чтобы испытать новые модели и отказаться от устаревших. Возможно расчетные счета юридических лиц в банке должны открываться только в онлайне? Нам стоит перестать считать только семью основной социальной единицей и, соответственно, изменить подходы к дизайнирования, создание новых типов жилья, новых форм сосуществования в домах и городах.
Пандемия коронавируса будет не последним кризисом, с которой придется сталкиваться нашим городам. Именно поэтому банк открыть расчетный счет онлайн предлагает всем желающим. Нам нужно строить долгосрочные структуры, устойчивы к кризисам. По крайней мере для того, чтобы не заставлять миллионы людей снова и снова сталкиваться с экзистенциальными проблемами.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!