Выйти из зоны комфорта и бросить стабильную работу, чтобы создавать свои игры – трое нижегородских ребят открыли компанию, которая уже прославилась на весь мир и имеет миллионы поклонников. Своей историей успеха с «Открытым Нижним» поделились Михаил Шагин, Алексеем Калинин и Дмитрий Викторов.
В наше время сложно отыскать человека, который никогда не играл в компьютерные игры. Need for Speed, FIFA, DotA прочно вошли в жизнь многих и стали отдельным способом проведения досуга.
Как оказалось, Нижний Новгород является довольно продвинутым городом в сфере IT и создании игр. Отчасти это заслуга этой талантливой троицы – ребята в 2012 году создали компанию FIFTYTWO и уже выпустили три мегауспешных игры с миллионами фанатов.
- Я с детства любил игры. Например, играл в «Танчики». И мне не столько нравилась сама игра, сколько возможность ее редактировать. Там есть редактор карт, и я пробовал делать там разные штуки, что-то создавать. Это по сути самая примитивная разработка для детей, но она меня зацепила. – делится Михаил. - А Дима у нас обычно рассказывает свою классическую историю, как он паял денди. У него там ломалось что-то, он начал разбираться и через эту сторону к играм пришел, через железо.
- Я начинал играть в игры Nintendo. Ну, и конечно, денди, танчики. Куда же без них? – добавил Дмитрий.
- Практически все игры, в которые играл, любимые. Да нелюбимые и вспомнить трудно. Потому что перестаешь в них играть, и они забываются. А любимые помнишь. Вообще то, что денди в свое время в России так зашло, стало своего рода народной приставкой, сильно повлияло. Мне кажется, поэтому у нас довольно много разработчиков и России и СНГ. Все вспоминают денди с ностальгией, – поделился Михаил.
Однако, несмотря на общую мечту, пути у парней были разные. Михаил окончил факультет бизнес-информатики в ВШЭ, Дмитрий – ВМК и ННГУ, Алексей - Волжскую государственную инженерно-педагогическую академию, его специальность была связана с автомобилями. А учился он самостоятельно: что-то рисовал, делал сайты.
Но после этого ребята устроились на работу в компанию «Freemake», где и познакомились, решив объединить усилия в разработке игр. Сначала занимались этим по вечерам, после основной работы, и по выходным. А после решились на серьезный шаг и одновременно уволились с основной работы, чтобы посвятить себя любимому делу.
- Сначала мы и работали, и… работали, - шутит Алексей. - В офисе днем, по вечерам по домам, собирались друг и друга в гостях. Уходить было тяжело. Компания и так была небольшая, а мы уходили сразу втроем. Еще я был там единственным дизайнером. Вот это было стремно. Мы несколько недель ходили, не знали, как сказать начальству, - поделился Алексей.
- Но сомнений по поводу того, правильно ли мы поступаем, что бросаем стабильную работу, не было. Думали, что все нормально будет. Хотя, конечно, это довольно рискованно. Ведь вероятность того, что что-то и этого получится, очень небольшая. Мы же вообще ничего тогда не знали – как и что делать. Но, наверное, это и хорошо. Просто берешь и делаешь, - отметил Михаил.
Свою роль сыграло и то, что к тому моменту их уже заметила компания из Америки. Ребята делились первыми успехами в Instagram, и на них обратили внимание.
- Мы обрели уверенность, что все получится. Нас заметили, с нами подписали договор, - рассказали парни.
Нижегородцы в то время работали над своей первой игрой - JELLIES! – которая увидела свет в 2014 году. И это стало первым большим успехом.
- Нашу игру «запитчили» Apple, Apple ее «зафичерил». В подборки нас включали. В итоге первую игру скачало 5 миллионов человек.
Apple представила игру как "Лучшее приложение июня" и "Приложение недели". Ребята также получили Серебряную награду от PocketGamer и стали финалистами в Casual Connect Amsterdam.
Спустя три года, в 2017 году, нижегородцы выпустили вторую игру – Kenshō, принципиально отличающуюся от первой. Она стала "Игрой дня" и была представлена Apple в Лучших новых играх. Позже Kenshō был выпущен в Google Play, Steam и Nintendo Switch. Игра получила несколько наград и вошла в Топ-10 финалистов конкурса инди-игр Google Play.
А в январе 2021 года появилась игра Populus Run, которая вошла в Apple Arcade.
Уйдя с работы, парни сначала жили на накопления. Ведь первая игра появилась не сразу. То, сколько им удалось заработать, нижегородцы держат в секрете – это коммерческая тайна.
- Про заработок с Apple Arcade мы не можем говорить из-за договора о неразглашении. Можем только сказать, что первая игра дала нам возможность сделать вторую, а вторая – третью. Мы не шиковали, но и не бедствовали. Такие вот бесполезные данные, - поделились Алексей и Дмитрий.
- А общий алгоритм зарабатывания на играх такой. Если игра платная, ты выкладываешь ее в store - например, PlayMarket, GoogleSteam – пользователи скачивают ее, платят, от этой суммы магазин забирает себе процент, а остальное идет создателям. Если игра бесплатная, деньги идут с игровых покупок и рекламы: просмотры, клики по баннерам и так далее. А Arcade – это подписочная модель. Пользователь покупает подписку и получает доступ. Как Netflix или Яндекс.Музыка. Только там пользователь получает доступ ко всей музыке, а тут отобрано всего 150 игр, - рассказали нижегородцы.
Попадание в Apple Arcade является своеобразным знаком качества. Нижегородцы являются всего второй такой компанией из России после студии из Калининграда.
На вопрос, почувствовали ли они себя успешными, парни отвечают скромно.
- Бывало, нас узнавали случайные люди. Точнее, не нас, а наши игры. Мы пришли снимать офис в Нижполиграф, и арендодатель, когда узнал, что мы делаем игры, попросил показать в AppStore. Мы предложили ему скачать нашу игру, смотрим – а она уже скачана, - отметил Михаил.
- Вообще было круто. Прям раз – и с ничего первая игра так зашла. Когда про нас написали в Esquire, было прикольно. Мы ездили на фотосессию в Москву. Приехали в студию, а там куча людей – давай нас переодевать, гримировать. Я насчитал 12 человек, потом считать перестал. Но мы вообще скромные, звездной болезни вроде нет, - рассказал Дмитрий.
Сейчас ребята снимают небольшой офис в Нижполиграфе. И продолжают работать над обновлениями для третьей игры. О секрете успеха не говорят – потому что какой-то формулы нет.
- Все сильно зависит от студии, от ее размера, от того, какая игра. Некоторые игры можно и за месяц сделать, а некоторые - за пять лет. При разработке есть общепринятые стадии: прототип, когда тестируется какая-то идея, чтобы просто посмотреть, нормально играется или нет; альфа-версия, с багами, ошибками, но похожая на финальный продукт; потом бета, когда уже практически все отполировано, и потом уже игра выходит в релиз. Но все зависит от студии. От того, какой проект. Как и в кино: есть голливудские фильмы, небольшое независимое кино, документалки, - рассказала Михаил.
- А есть болливудское,- пошутил Алексей.
В любом случае самое важное при создании любого проекта – идея. Их ребята придумывают за обычным круглым столом в офисе. Тут секрет кроется скорее в том, что компания у парней небольшая, и это дает простор для творчества.
- Игры не обязательно должны быть оригинальными. Основная масса игр все равно похожа. Жанры, стиль. Бывает, что крупные студии не готовы рисковать. У них есть какая-то проверенная схема, рабочая модель, и они там особо ничего не меняют, потому что это довольно рискованно. Можно сказать, штампуют одно и то же. Например, FIFA – игра про футбол. Она каждый год одна и та же с 1998 года, наверное. Мы небольшая студия, можем позволить себе творчество. У нас обычно оригинальные игры, первая не похожа на вторую и третью. Визуально они все различаются. Первая вообще в 2D, вторая – красивая, мистическая, взрослая. А третья – раннер с толпой, - рассказали парни.
- Обычно все начинается с того, что мы садимся за стол и начинаем накидывать идеи, брейнштормить. Пару дней придумываем - и поехали делать. Кризиса с идеями у нас нет. Их можно много генерировать. – отметил Михаил.
- Идеи – чего. Придумал – и все, а делать потом три года, - смеется Алексей.
Кстати, из-за большого количества работы сами ребята едва ли успевают поиграть в игры.
- Год или два мы работали вообще без выходных. И, бывало, когда готовили какой-то билд (версию игровой сборки), мы тут и ночевали без проблем. Приходили утром, сидели целый день, всю ночь, потом снова целый день. Но это единичные случаи, - рассказали парни.
Сейчас, несмотря на успех, ребята не собираются останавливаться на достигнутом. У них есть глобальные цели и мечты.
- Хочется кубков собрать, конечно. Есть, например, BAFTA - британская премия, которую дают играм. Apple Design Award. В общем, потешить тщеславие было бы круто, - отметил Михаил.
Но больше всего, по их признанию, парни хотят просто отдохнуть.
За время существования компании FIFTYTWO нижегородцам предлагали и купить организацию, и переехать в США. Но они, как ни странно, отказались и остались в Нижнем Новгороде.
- На самом деле, это было очень крипово. Мы были еще очень неопытными, не понимали, что и как. Мы даже почти согласились. А потом оказалось, что у Леши просрочен загран, и поездка отложилась, а потом и вовсе отменилась. Но мы нисколько не жалеем. Нам предлагал перебраться в Америку человек, который вообще-то занимается строительством небоскребов. Правильно это называется «непрофильный инвестор». Он, конечно, обещал, что сделает из нас «единорога» - компанию, капитализация которой за короткий период превысила миллиард долларов. Но далеко не факт, что это получилось бы. А в Нижнем удобно работать. Сейчас работать удаленно не проблема. Можно жить, где хочешь, - отметил Михаил.
Даже название компании – FIFTYTWO – на первый взгляд кажется довольно патриотичным. Во всех соцсетях ребята в первую очередь пишут, что они базируются в Нижнем Новгороде. Правда, на самом деле номер региона в названии является совпадением.
- Регион в названии – это случайность. Сначала компания назвалась fifty-two-hertz whale – 52-герцовый кит. Есть такой кит, он плавает в океане, общается на этой частоте, и другие киты его не понимают. Про него есть документалки, некоторые люди пытаются его найти, плавают за ним. Такая романтичная и трагичная история. И это было всегда очень сложно объяснять, поэтому мы решили упростить название и оставить некую прелюдию – FIFTYTWO. Но мы не против, что это связывают с номером региона. Мы прославляем Нижний, везде его указываем. Недавно про нас выпустили историю в AppStore, и там указали, что мы из Нижнего – города, который находится недалеко от Москвы. Мы же знаем многие американские города. Представляем, что такое Техас. Ведь это штат, который сопоставим по размеру с Нижегородской областью. А иностранцы, как правило, знают только Москву и Питер, в лучшем случае. И было забавно наблюдать за реакцией, когда мы сказали, что нашему городу почти 800 лет. Ведь для них это глубокая древность! И когда рассказали, что у нас видно кремль из окна. Они: «Как? Еще кремль?». А мы: «Д у нас их много», - смеются ребята.
Нижний Новгород действительно является прогрессивным в сфере IT.
- Здесь много компаний относительно других городов России. В плане видеоконвертации это действительно передовой город. Можно сказать, международная столица видеоконвертеров. Здесь есть компании, которые работают с другими странами. В целом Россия сейчас очень развивается в этой сфере. Даже появляется игровое образование. В московской «вышке» можно выучиться на разработчика игр, получить официальный диплом. Но это все в зачаточном состоянии, если сравнивать с США, Британией, Голландией, Скандинавией. Там уже давно целые факультеты. Но, возможно, у нас тоже скоро будет подобное, - отметили парни.
Читайте также: Марс, Калифорния, Париж: какие необычные места есть в Нижегородской области
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!