За затянувшийся период ковид-реальности и все наступающих новых волн в России появилось много благотворительных организаций, стремящихся помочь сфере здравоохранения. Да и минздрав все чаще предлагает неравнодушным стать волонтерами в медучреждениях, которые сейчас едва справляются с нагрузкой. Корреспондент «Открытого Нижнего» Илья Романов испытал на себе, каково это – работать в городской поликлинике в пандемию.
КАК СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ И КАКОВО ИМ БЫТЬ
Найти благотворительную организацию очень просто, даже элементарно – по группам во «ВКонтакте». Мой выбор пал на «Нижегородскую группу добровольцев». Я просто зарегистрировался у них на сайте, и уже на следующий день со мной связался координатор.
Вообще, быть волонтером оказалось очень даже приятно и совсем не тяжело. Тебя постоянно благодарит как руководство медучреждения, так и сами сотрудники. Казалось бы, ты приходишь туда пару раз в неделю на 2-3 часа выполнить вполне простую работу, а тебя уже почитают как героя.
Волонтер работает в регистратуре
КТО ПОМОГАЕТ ВРАЧАМ
Основной контингент волонтеров в поликлиниках – это студенты старших курсов медицинских факультетов. Как мне рассказали, они тут потому, что благодаря такой доброй практике они получат «автоматы» за некоторые экзамены. Кроме студентов, помогать вызываются и автомобилисты. Они подвозят участковых врачей на вызовы, а также развозят лекарства тем, кто вынужден лечиться на дому.
ПО ТУ СТОРОНУ РЕГИСТРАТУРЫ И МЕДИЦИНСКИХ КАБИНЕТОВ
Вот так вот просто изнутри выглядит колл-центр. У сотрудника – только телефоны для записи, а также эпизодически зависающий сайт с результатами анализов на COVID-19. И здесь все положительное заканчивается. Как грустно шутят сами работники:
Мы имеем ситуацию, когда больных в некоторых районах больше, чем здоровых.
Мы, обычные люди, уже привыкли обвинять медорганизации в халатности и разгильдяйстве. Самое частое, что я слышал за время помощи в регистратуре и колл-центре это даже не «Как я могу узнать результаты теста на ковид?», а «Почему до вас опять невозможно дозвониться?» и «Вы опять потеряли мою карточку». Я уверен, что эти вопросы понятны и знакомы каждому, кто хоть раз бывал в нашей бесплатной поликлинике. Однако здесь ты видишь такую картину: одна медицинская работница отвечает на звонки сразу с трех рабочих телефонов и при этом у нее еще постоянно разрываются два мобильных, где она тоже должна говорить по работе.
Та же ситуация и в регистратуре. Вот живой пример: окошка для обращений там три, а человек работает всего один. После такого обвинять врачей в чем-то лично у меня уже не получается. Удивительно, что все сотрудники реально стараются помочь даже самым скандальным больным всем, чем только могут.
Да, постоянно кричат и ругают матом, но их ведь тоже можно понять, они болеют и у них горе. Как я, работник медучреждения могу не помочь больному человеку? – делится сотрудница колл-центра.
От себя добавлю, что ситуация действительно тяжелая. За время в колл-центре особо впечатлительному человеку можно и поседеть. Вот вам реальный пример: убитый горем мужчина дозванивается и просит, чтобы к его дочке наконец пришел врач. Говорит, что звонит сюда уже неделю, но результата нет, а человеку становится все хуже, держится температура за 38 С°, мучает пневмония. Скорая ее не берет. Под конец нижегородец говорит уже сквозь слезы. Ужасная ситуация, не правда ли? Но все, чем я мог им помочь, это оформить повторный вызов, раз десять подчеркнуть слово «повтор» и вложить бланк в журнал врача. А если задуматься, сколько еще людей сейчас не могут получить помощь из-за недостатка врачей?
Один из многочисленных стеллажей в регистратуре. За день сотрудник прочесывает их в поисках вашей карточки десятки раз
КАК ВЫГЛЯДЯТ ОБЫЧНЫЕ БУДНИ ВРАЧА
По моим наблюдениям, больничные волонтеры выполняют самые простые задачи. Те, которыми в наше ковидное время просто грешно занимать медиков: найти карточку, принять и оформить вызов врача на дом, сходить до кабинета и попросить поставить печать в документах и мерить температуру. Максимум, что тебя могут попросить это развести с водителем несколько упаковок лекарств. Причем дают строгую инструкцию:
Позвонишь в домофон, скажешь, что из поликлиники, привез лекарства. Предупреди человека, чтобы он дверь не открывал, пока ты будешь рядом. Пакетик с лекарствами повесишь на дверь, спустишься вниз по лестничной клетке и стоишь ждешь, пока больной откроет и их заберет.
По рассказам медиков, у обычного участкового врача же график задач следующий:
На работу приходишь к половине восьмого, а уходишь только в половине десятого вечера . Одну часть дня принимаешь пациентов, а потом, часов с пяти, начинаешь выезжать и обзванивать вызовы.
Сколько людей в среднем должен обслуживать участковый врач за день?
– Должен человек 50, но на самом деле получается 300, а то и 350 человек на одного участкового врача. А их у нас всего четверо, и то, если двое сейчас не дай Бог не уволятся. Вот и думайте, какие колоссальные нагрузки у человека.
И колоссальные нагрузки – это не преувеличение. Вечером от врачей зашедших в регистратуру реально можно услышать следующее: «Я больше так не могу». Однако получается, что не могут, но делают, потому что с этими словами они уходят не домой, а на вызовы, а уже завтра рано утром снова идут на работу.
Как люди вообще справляются в такой ситуации?
– Я думаю, что у них нет ответа на этот вопрос. У нас одной женщине полгода не давали отпуск, сейчас она поставила ультиматум: ухожу либо в отпуск, либо с работы. Вы не представляете, насколько она эмоционально выгорела за время пандемии, – разоткровенничалась сотрудница поликлиники.
Легко заметить, что в словах медработников ярко прослеживается сильнейшая солидарность. Кстати, несмотря на тяжесть и давление ситуации между собой врачи сохраняют позитивный настрой и нередко даже подшучивают.
К слову, все медицинские сотрудники уже дважды переболели коронавирусом, говорят даже, что «особо везучие» трижды. Но как оказалось, даже на этом еще не все. Меня попросили повесить на стенд расписание на следующую неделю. И так я случайно узнал, что каждый участковый врач один раз в неделю работает в красной зоне.
В красной зоне работать это обязательно для всех или по желанию за отдельную плату?
– Это обязательно для каждого врача и никаких надбавок за это нет.
Как вообще с зарплатой сейчас? Говорят, что медикам, работающим с ковидом, подняли.
– Не знаю, что там и где подняли. В этом месяце всем заплатили даже меньше, чем в предыдущем, хотя именно сейчас идет очередная волна. Да что там говорить, я, конечно, не медик, но работаю за 10 тысяч в месяц. После вычета всех налогов остается 6, – поделилась грустной правдой сотрудница регистратуры.
Но это ведь даже меньше прожиточного минимума.
– Конечно, слава Богу муж неплохо зарабатывает, а то вообще жить было бы нельзя.
А как там вообще в красной зоне? Сильно все плохо?
– Поверь мне, ты даже этого не представляешь и дай бог никогда не узнаешь.
По моим наблюдениям, ситуация в больницах очень печальная. Я побывал всего в одной поликлинике, но не думаю, что в других все хоть чем-то лучше. С одной стороны мы имеем сотни болеющих людей, которые хотят качественного лечения, а с другой малочисленных утомленных медиков, которые из последних сил затыкают собой огромную брешь. А между этими сторонами система, которая вообще не готова работать в нашей сегодняшней реальности, даже если ее поддержит тысяча добровольцев. Однако если людей, способных прийти помочь на пару часов в день не будет совсем, то наверняка пойдет прахом даже то, что мы имеем сейчас.
Присмотритесь, 311 непринятых вызовов. Несмотря на то, что на новый звонок отвечаешь сразу, как только закончил с предыдущим
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!