Сталинский ампир, Дом Нефтегаза и брутальный ДК

Автор: Ira Maslova Городской журналист

Жилые районы Калининского посёлка можно разделить на несколько зон: довоенная застройка около улицы Просвещенской и довоенные дома ансамбля улицы Страж Революции, послевоенное воплощение проекта городка для рабочих по параллельным «Стражке» улицам и 50 лет Победы. Отдельно стоит отметить новый центр посёлка около железнодорожной станции, крайний квартал по главным улицам, сформированный одним зданием-кондоминиумом со сквером внутри, «домом Нефтегаза».

Довоенные сталинские дома

Дома по улице Страж Революции в квартале между улиц Буревестника и Гвардейцев – стройный ансамбль довоенной и послевоенной архитектуры. Нечётная сторона улицы застроена в 1933 году, это трёхэтажные очень скромные примеры сталинского ампира. Дома по чётной стороне в два раза выше, их фасад сильнее расчленён ризалитами, верхний этаж украшен колоннами. Послевоенное жильё здесь строилось с обязательным сооружением бункеров. Среди загадочных входов в подземелье есть один особенный - не вход для людей, а дверь для загрузки товара, туш крупного скота, которые доставляют в магазин на первом этаже нерасчленёнными. (в доме номер 18)

Перед войной в 1935–37 годы были построены четыре школы (всего на территории Калининского посёлка их пять). Самой первой была выстроена будущая 67 гимназия.

Гимназия 67. Фото: школьный архив

Сталинский ампир здесь ещё не вступил в свои права, для здания характерна строгость интернационального стиля ар-деко, модного в начале 30-х годов. План здания асимметричен (для ампира больше характерна классическая симметрия), фасад чётко разделён на ярусы окон в зависимости от тектоники. Нижний этаж – это база, большие окна выделяются тёмными широкими прямоугольниками на плоскости стены. Над одним широким окном первого этажа расположены два узких окна второго, а над ними, над каждым прямоугольным, расположены окна с арочным завершением. Деталей, нужных только для украшения, на здании практически нет. Все четыре школы этого периода объединяет скромное декоративное решение и четкость форм. Асимметрия, членение здания сеткой пилястр и карнизов, квадратные пропорции окон – школы середины 30-х годов хороши своей лаконичностью.

 

Послевоенная реализация старых планов

Заданная структура посёлка продолжала развиваться после войны, новые дома были встроены в запланированные красные линии улиц.

Про ансамбль на улице Генерала Клюева, дома 2, 4, 6, 8, 10, можно услышать, что его строили пленные немцы. Это почти шутка – будто бы пленные немцы строили всё, что выкрашено в жёлтый цвет и имеет 2-3 этажа с уютным двором внутри. Домики действительно несут дух европейских пригородов. Таковы были общие идеи послевоенного времени, строить скромные и приятные дома, не возводить их на максимальную высоту и оставлять между ними широкие зелёные участки.

Короткая улица разделяется посередине большим двором, симметрично стоящие друг напротив друга дома создают одновременно и математическую чёткость пространства, и комфорт. Главное достоинство этой застройки – сомасштабность человеку. Большое количество воздуха между домами, обилие зелени, подходящая среда для детских игр и спокойного отдыха всех поколений.

После войны на тех же местах, где стояли деревянные бараки, выросли пятиэтажные дома. Профиль улицы 50 лет победы был ясно задан ритмом новых сталинок, которые до сих пор выглядят очень достойно. Линия озеленения разделила дорогу и пешеходную часть вдоль домов, невысокие заборы подчеркнули границы и добавили аккуратности.

Дома послевоенного ампира оформлены просто, как по эталону: два нижних этажа подчёркнуто тяжелы, над верхним, пятым этажом – лёгкий карниз. Стены первых этажей отделаны рустом, как будто это грубый камень, и тени в глубине прожилок добавляют лёгкую тёмную вуаль. Стена ниже окон первого этажа выделяется из плоскости всего фасада, как будто здание стоит на постаменте. Такой же эффект наверху: карниз оформляет верх здания, мерный ряд одинаковых кронштейнов поддерживает массивный свес крыши. Эта архитектура проста, практически отсутствуют украшения в виде фруктовых гроздей и цветочных орнаментом, но в зданиях чувствуется послевоенная лёгкость и радость новой жизни.

Дом Нефтегаза. 

На фоне кварталов ценной исторической застройки и удачно сложившейся городской среды выделяется Дом Нефтегаза. Его можно назвать главной достопримечательностью района (не считая памятника-самолёта и типовых домов культуры, которым было предопределено стать центрами притяжения). Интересна его особенность: переход от дома-квартала к дому-акценту в одном архитектурном ансамбле.

Квартальная застройка характерна для советской архитектуры и довоенного, и послевоенного периода. От застраивания кварталов между улицами перпендикулярными рядами домов с различными внутренними двориками градостроительная мысль пришла к застройке квартала одним зданием. (Так же было в это время в Соцгороде, после «жёлтых бусыгинских» домов был построен «серый бусыгинский», знаменитый дом-гигант в целый квартал.) До войны, в 1935 году, нижегородскому архитектору Александру Яковлеву был дан ответственный заказ на жилой дом. Около транспортного узла, на станции Варя, за 4 года он выстроил ансамбль из нескольких домов, образующих в плане пятигранный внутренний дворик. Доминанта комплекса — угловой дом, выходящий на Сормовское шоссе и призаводскую улицу 50 лет Победы. Фасад дома номер 2 завершает высокая и лёгкая аркада, которую поддерживает тектоника всего здания. Внутренний двор оказался настолько удачным, что получил статус сквера. Сквозной поток людей обусловил устройство дорожек через эту замкнутую придомовую территорию, около дорожек появились лавочки, урны, детские площадки приобрели чуть-чуть иное значение, чем закрытые от посторонних глаз манежи. Пространство внутри этого дома-ансамбля обладает удивительной жизнеспособностью. Наружная сторона жилого комплекса выходит на площадь-сквер. Широкое пространство между центральным жилым комплексом, проходной завода и крупным транспортным узлом образует не ключевой узел городской ткани, не шумную площадь, а пространство тишины, паузу в ритме застройки. Поиски центра Калининского посёлка остаются на послевоенные годы.

Двор дома Нефтегаза. Фото: Ира Маслова

Культурный центр посёлка

На площади Кольцова в 1932 году, после введения новых сталинских принципов организации среды, был организован культурный центр. Сначала это был очень простой Клуб Инженерного работника, в обычном деревянном здании.

Пожалуй, ни один завод не обходился без своего культурного центра в то время, работники любого технического профиля приобщались к советской идеологии. После войны в 1947 году на месте самодеятельного клуба был построен первый дворец культуры в районе, получивший закономерное имя «Победа». Позже, в 1964 году ДК стал ещё больше, и к старому сталинскому объему пристроился брутальный новый дворец с фигурой Ники-Победы над входом. Старый корпус Победы – небольшое двухэтажное здание, по форме напоминающее церковь, с центральным входом и зрительным залом на одной оси. Фасад украшен пилястрами, тёплый жёлтый цвет с белыми декоративными элементами задаёт тон тихой торжественности, небольшой дом культуры едва выделяется из застройки за пышной зеленью деревьев. Совсем другое впечатление создаёт главное здание Победы. Площадь перед «Победкой» – пустая, широкая, с типичными для общественных пространств голубыми елями. (Почему-то именно вечнозелёные растения так нравились советским планировщикам.) Объем здания оригинален по сравнению со всем сталинским наследием, окружающим его. Модернистские изгибы линий категоричны, резки, глубоки и немногословны, без каких-либо украшений, облик здания создаётся только за счет игры объемов. Такая простота была ответом на чересчур декорированные здания периода ампира. В 60-е и людям, и архитекторам хотелось простора и простоты, гигантская “Победа” с её широкими коридорами и огромными залами, с большим количеством помещений для творчества на любой вкус, стала выражением своего времени. В 90-е годы, с крушением советской культурной системы, Дом Культуры потерял своё значение, и заведение стало медленно умирать. Теперь здесь случайные офисы. Светлый цвет бетона превратился в серость и угрюмость.

Новая Берёзовская

После завершения эпохи сталинского призаводского ампира наступило время территории, более удалённой от Машзавода. Улица Берёзовская была перестроена из барачной в пятиэтажную. Новый стиль модернизм, характерный для 60-х годов, не проявил себя здесь, но кварталы претерпели масштабное обновление. К этому времени в Калининском посёлке не сложилось центра, проект организации территории вокруг нового здания администрации Московского района появился в 1971 году. Площадь предлагалось создать в рационалистических формах, сформировать периметр из 9-этажных зданий, обращённых на рекреационную зону вдоль реки Левинки.

Эти планы не были реализованы. Теперь Калининский посёлок заканчивается широким открытым и светлым пространством на Берёзовской, на месте убранной в трубы Левинки – небольшой зелёный массив, на месте предполагаемого административного центра - насыщенная функциями современная жилая застройка. историческим центром посёлка остаются улица Страж Революции и 50 лет Победы. Нечетная сторона призаводской улицы удачно дополнена скромными хрущёвками, которые отделили промышленную зону от жилой. Со стороны Сормовского шоссе улица 50-летия Победы не получила четкого завершения, а со стороны Просвещенской в крайнем хрущёвском доме в 90-е годы был организован музей Московского района. В юбилейные для Победы годы это пересечение улиц получило значение площади, и в честь юбилея на ней был установлен оригинальный памятник. Стелла на площади Героев стала символом места.

Монумент Героям. Фото: Ира Маслова

 

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (4)
Аватар пользователя Еремина Ирина

Спасибо автору за проведенное исследование!

Аватар пользователя Леня

и мое потраченое время на чтение

Аватар пользователя sfk

Спасибо огромное. Два из четырех окон в доме детства увидел.

Аватар пользователя sfk

Ira Maslova!
С хорошими чувствами прочел Вашу статью,
но оказалось, что Нефтегаз заброшен и распилен на металлолом.
Отдельное спасибо за слова о 67 школе.
Учился в ней с 1967 по 1972 (далее школа № 40) и не знал тех вещей,
которые описаны в вашей заметке.
Мне показалось, что отдельных слов заслуживает двор внутри пяти
домов (один из них - двор дома Нефтегаз). Они образовывали уютный сквер внутри.
Еще раз спасибо за доброжелательное описание архитектуры тех времен.

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Ira Maslova

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Владимир Меньшов и Константин Крюков в фильме "Новогодний переполох"
с 14.12.2017 по 28.12.2017
Наверняка вы давно не играли в снежки… А в крокодила? Как ни странно...
Комедия "Все пары делают это"
с 14.12.2017 по 28.12.2017
«Я хочу завести детей, но у меня уже есть один ребенок — это мой ...

Городские жалобыПерейти в раздел