Каждый город России славится своими символами. Москва – Красной площадью, Питер - Зимним дворцом, белыми ночами и разводными мостами, а Нижний Новгород - Кремлём, шикарными видами, канатной дорогой и.. "Шаурмой на Средном". Огромные очереди к этому месту не уменьшаются в любое время дня и ночи на протяжении вот уже более 7 лет.
На самом деле, даже удивительно, каким образом самый обычный ларёк, в котором продаётся этот фастфуд турецкого происхождения, умудрился стать местной достопримечательностью. Люди, приезжающие в Нижний Новгород, регулярно спрашивают: "А где у вас эта знаменитая шаурма?". Какая-то мистика и проделки потусторонних сил, не меньше.
Сейчас, кстати, это уже не один ларёк (который в 2013 году он переехал на новое место, вырос в размерах и приобрёл электронную очередь), а целая сеть - три точки в разных уголках Нижнего Новгорода. Волей-неволей приходит на ум диалог из фильма "Основатель", повествующего о том, как "Макдоналдс" из двух закусочных в захолустье стал империей ресторанов быстрого питания:
- Я мог бы попытаться сделать всё как у вас, я же всё видел. Но знаете, чего бы у меня не было?- Чего же?
- Вашего названия. Всё дело в нём.
И правда, когда нижегородец слышит словосочетание "Та самая", на ум сразу приходит ассоциация - "Шаурма на Средном".
«Моя удача - здесь»
Поверить в счастливый случай, сделавший мясо в лаваше городским культом, конечно, можно, но мы люди не суеверные. Какая-то объективная причина быть должна, а потому мы решили пообщаться с владельцем сети ресторанов Артаком Григоряном, который нам честно рассказал, как его бизнес вышел на новый уровень.
- Артак Мельсикович, как так вышло, что всего один ларёк с шаурмой, пускай и в центре, получил такую бешеную популярность? Некоторые даже шутят, что вы «продали душу дьяволу»
- При чём здесь моя душа – не имею ни малейшего понятия. Могу честно ответить: нет, не продавал. Вместо этого вложил её в дело, и оно пошло. У каждого человека есть своя удача, просто моя – здесь.
«Шаурма на Средном» начала свою работу в 2010 году. Как можете видеть, тогда респектабельным видом она ещё не обзавелась, а очереди уже были:
Как экономия стала «фишкой»
- То есть вы хотите сказать, что это всё-таки просто удача? И что нет ничего, чем вы бы отличались от других?
- Мы первые в городе начали готовить шаурму на углях. Сейчас это весьма популярный способ приготовления, но тогда я не видел этого ни у кого. Но ведь делать-то мы это начали не ради оригинальности – мы электричество экономили. Причём в итоге экономии не вышло: уголь вышел даже дороже. Зато у нас появилась своя «фишка», которую люди оценили.
- Ну, сейчас у вас совсем другие обороты. Очереди такие, что порой отстоять-то тяжело. Сколько при таком объёме покупателей вы отдаёте заказов, допустим, в час?
- Не знаю. Честно. Подсчитать было бы можно, но для этого нужно заводить отдельную статистику, делать расчёты. К тому же есть ещё один скользкий момент: вот назову я эту цифру, и люди сразу же начнут считать мои доходы. Многие ведь, рассуждая о том, у кого какие продажи, не задумываются, какие расходы этому сопутствуют.
- И часто вы сталкиваетесь с завистью людей, конкурентов?
- Иногда. Но зависть – очень плохое чувство, ядовитое. Не советовал бы кому-бы то ни было его испытывать, оно ведь бумерангом возвращается. Моя логика простая: если видишь что-то хорошее, более интересное, чем есть у тебя, то стремись, учись, старайся сделать ещё лучше.
По стопам заморских "воротил"
Новые точки фаст-фуда уже совершенно другая история, нежели тот ларек, с которого все начиналось. Они больше напоминают бургер-кафе или же ресторан быстрого питания крупной сети. Меню гостям показывается на больших мониторах, бургеры и "комбо-обеды" готовят на открытой кухне, в перечне напитков можно найти молочный коктейль и фруктовый смузи.
- Ваши новые кафе уже сложно назвать уличным фастфудом. И я вижу множество намеков на приемы раскрученных брендов. Вы берёте с них пример?
- Беру и даже не стесняюсь этого. Вот у них как раз стоит поучиться, ведь крупные компании вкладывают в свои предприятия баснословные деньги, уделяют раскрутке и систематизации процессов много внимания. Я стремлюсь, чтобы у нас было высокое качество. Вы сказали что-то про бренды. Так у нас тоже бренд! Мы зарегистрировали «Ту самую Шаурму на Средном».
Снос ларька на Средном рынке, которым владел Артак, и с которого для "Той самой шаурмы" начались глобальные изменения, вызвал самый небывалый общественный резонанс. СМИ писали об этом новости, а фанаты фастфуда сделали не одно памятное видео на эту тему.
Тайный рецепт
- И что, фирменные тайны тоже есть? «Секретный ингредиент», вот это вот всё?
- Так это у каждого ресторатора есть. У нас тоже. Мы вот свято храним секрет своего соуса.
- Вы говорили о качестве. Не хотим сказать ничего плохого, но шаурма у людей редко ассоциируется с этим критерием...
- Мы пытаемся это изменить. По-моему, у нас получается. В своё время, к примеру, к нам приехала съёмочная группа из передачи «Ревизорро». Помню, как мне позвонили в десять вечера сотрудники. Поначалу я разозлился, так как и сам в тот день устал, и маленький ребёнок у меня спал. А потом подумал, что вряд ли работники стали бы так шутить. Перезвонил, сказал: «Ну, выбора у нас, похоже, всё равно нет, пускайте их». Потом и сам подъехал. И ничего, проверку мы прошли. Да, бывает лучше, не спорю, но уровень мы держим, хоть с проверяющими, хоть без них.
«Фастфуд – это моё»
Многие предприниматели, выросшие из мелкого бизнеса, стремятся с ростом доходов изменить направление работы на нечто более статусное. Так, в начале нулевых некоторые популярные «разливайки» становились крупными барами, владельцы точек продажи уличной еды стремились открыть свои рестораны. Артак решил пойти по совсем другому пути.
- А не хотели бы вы, к примеру, открыть свой ресторан? Принципиально другого уровня?
- Признаюсь, мысли были. Были даже попытки, но потом я понял, что это просто не моё. Есть то, в чём человек действительно разбирается. Я вот - в фаст-фуде. А полезешь не в свою область – можно легко ошибиться и потерять всё, что было нажито непосильным трудом.
«Бизнес это кадры»
Кстати, три точки в Нижнем Новгороде - не предел мечтаний владельца "достопримечательности". Сейчас у него развитая система доставки блюд по всему городу, в будущем появятся и другие рестораны быстрого питания этого бренда. Причем реклама теперь уже осуществляется не только «сарафанным радио» - в нескольких районах города можно найти рекламные щиты, призывающие заказать еду в «Той самой».
Больше точек – больше прибыли. Больше прибыли – больше точек. Казалось бы, схема достаточно проста, но Григорян считает, что деньги в этом бизнесе – не главное. По его словам, самую большую ставку он делает на кадры, и это позволяет ему сохранять заявленный уровень:
- А расширяться не планируете? Случится ли так, что однажды «Ту самую», можно будет увидеть в других городах области, или, если уж совсем смело рассуждать, страны?
- Только если будут деньги и кадры. Причём второе гораздо важнее. Лучше иметь мало, но зато самое хорошее. А кадровый вопрос всегда стоит очень остро. Если у меня работают ребята – то работают подолгу, я полностью могу им доверять. Например, не было бы их у меня, мы на прошедший в начале этой недели День города не справились бы с потоком посетителей. А они молодцы, смогли. Вот это – профессионалы.
Наша группа ВКонтакте: последние новости, конкурсы, живое общение. Подписывайтесь!