Тайными тропами Арсенала

Автор: Бормотова Екатерина Городской журналист

Когда я приехала в Нижний, Арсенал был первым музеем, который я посетила. И была, мягко говоря, поражена, тем что увидела, потому что… Потому что. Даже не знаю, что именно меня больше восхитило: это удивительное сочетание современности и истории или масштаб проекта. Потому что я, как человек, бывавший на стройке, прекрасно представляла, чего стоило привести в порядок пустующее здание, адаптировать его к современным требованиям, сделать удобным и комфортным. Так вот, напоминаю, это меня тогда поразила та маленькая часть Арсенала, которая уже была открыта – большая часть пространства еще ремонтировалась. И вот, ремонт наконец-то закончен, новые территории готовы к работе и их уже даже начали осваивать. Совсем скоро новые залы откроются масштабным проектом «Музей великих надежд», посвященным героям нижегородской земли. И если кто-то сейчас подумал, что это будет скучная выставка с предметами быта и лекциями о достижениях, которые каждый нижегородец знает наизусть, то он, вероятно, никогда не был в Арсенале. Да, герои остались прежними: механик-самоучка Иван Кулибин, первая женщина-врач Надежда Суслова, летчики Петр Нестеров и Валерий Чкалов, инженер Владимир Шухов, фотографы Андрей Карелин и Максим Дмитриев, композиторы Милий Балакирев и Михаил Матюшин, писатель Максим Горький… Но представлены они совершенно не так, как мы привыкли - каждому герою прошлого были найдены современные художники-единомышленники, которые заглянули в прошлое, переосмыслили и раскрыли образы своих персонажей, можно даже сказать – вступили с ними в соавторство. Ну как, любопытно? Мне – да.

Выставка еще не открылась, но проникнуть на нее, тем не менее, можно. Причем, вполне законно, в форточку лезть не придется – специально для самых любопытных на нее уже водят экскурсии. Совершенно бесплатные. Разумеется, мы не удержались и сходили – интересно же, что там за новые помещения.
Тайными тропами нас привели к белому коридору, с которого все начинается. И все – началось.

Миновав коридор, попадаешь, кажется, сразу во все залы. Здесь нет перегородок, здесь есть только много воздуха и длинный ряд колонн. И от этого захватывает дух, хочется раскинуть руки и побежать вперед. Можно еще «ууууу» говорить, как будто ты самолет – вообще отлично было бы. Но я держу себя в руках, а сами руки – прижатыми к туловищу. С трудом, правда, но держу.
А потом начинается выставка. И начинается она с самого большого полотна в Нижнем Новгороде – картины Сергея Шутова «Мертвая петля», площадью в 80 квадратных метров. Я думаю, что в такой обстановке мою пробежку с раскидыванием рук можно было бы считать перформансом, но уже поздно. Да и не хочется, потому что работа на самом деле завораживает, от нее кружится голова, словно ты действительно совершаешь мертвую петлю. Я, правда, не совершала никогда, так что точно не знаю кружится при этом голова или нет, но у меня бы, пожалуй, кружилась.  

Экспозиция разделена не только на тематические блоки - в ней ощущается и хронология: мы словно совершаем путь из XVIII столетия в XXI век, изучая по дороге фотографию и литературу, музыку и медицину, инженерное и летное искусство. 

Большинство арт-объектов, представленных на выставке, создавались специально для нее. Более того, они создавались специально для Арсенала, с учетом особенностей пространства. Таков, например, объект, посвященный Надежде Сусловой. В трубе, оплетенной проводами, напоминающими вены и артерии (такие, какие они нарисованы в учебнике биологии) расположены фотографии и документы, так или иначе связаные с жизнью первого врача. Пройдя скозь нее, можно понять Суслову, ее жизнь. Форма эта идеально вписалась в пространство Арсенала, подчеркнув его анфиладность.

Многие произведения - это не только арт-объекты, но и результаты серьезного исследования: с экспедициями по музеям, памятным местам, связанным с биографиями наших героев, и даже местам их захоронения. В каждом зале установлены специальные стенды, где можно побольше узнать о персонажах, если захочется и даже совершить мини-экскурсию по местам их памяти.

На выставке представлены не только готовые произведения, но и проекты будущих работ. Вот, например, проект памятника композитору Михаилу Матюшину, который, возможно, будет установлен в Нижнем Новгороде. Необычный, но очень похожий на творчество самого Матюшина.

И все-таки, больше всего меня поразили даже не арт-объекты, не произведения, которые представлены на выставке, а проделанная работа. Как над выставкой, так и над самим помещением Арсенала. Просто невероятно, сколько сил вкладывают сотрудники ГЦСИ в свое дело. Кажется, они даже не горят своими идеями, они ими полыхают, да так сильно, что просто невозможно не заразиться этой любовью к искусству и желанием во всем находить прекрасное.

Бормотова Екатерина
Фото: Козлов Елисей

Мнение автора может не совпадать с позицией портала «Открытый Нижний»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Бормотова Екатерина

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Рок-опера "Птица Феникс"
19.12.2017
Режиссёр — Заслуженный артист РФ Адгур Кове Художник — Наталья...
Концерт хоровой музыки в рамках фестиваля «Полифония жизни»
19.12.2017
Фестиваль «Полифония жизни» посвящен 70-летию со дня рождения и 50-...

Городские жалобыПерейти в раздел