В Нижнем представили фрагменты из футуристической оперы «Победа над Солнцем»

Автор: Редакция Корреспондент

Композитора Михаила Матюшина знают во всем мире, а вот у себя на Родине в Нижнем Новгороде он по каким-то загадочным обстоятельствам оказался малоизвестен. Да, Матюшин прожил здесь лишь первые 16 лет своей жизни, но ведь именно в Нижнем началось его становление. Был он не только композитором, но и художником, занимался взаимосвязью звука и цвета, отражая в своем творчестве самые передовые тренды своего времени. В 1926 году состоялась выставка Матюшина «Связь звука и цвета», а свои наблюдения он изложил в работе «Звуко-цвет».

Однако на этот раз речь пойдет о Матюшине именно как о композиторе. В «Арсенале» решили вернуть его из несправедливого забвения и напомнить нижегородцам о талантливом земляке оперой, для которой Матюшин написал музыку.

[node:title]

Спектакль «Победа над Солнцем» был создан в 1913 году в русле направления, ставшего впоследствии настоящим брендом – русского авангарда. Автором текста стал поэт Алексей Крученых, эскизы костюмов и декораций создал Казимир Малевич. Кстати, именно в этой постановке впервые появляется его знаменитый «Черный квадрат». Сами авторы назвали свое произведение «первой футуристической оперой». Эксперты, разумеется, нашли поводы проспорить над этой формулировкой аж целое столетие. Ну так на то они и эксперты, менее же искушенному слушателю опера наверняка покажется устремленной в будущее: вставки несуществующего, но понятного и лаконичного языка в тексте, экспрессия с которой чтец и певцы обращаются к публике, сама мысль о том, что Солнце можно победить, низвергнуть и радоваться жизни во тьме... Ну и, конечно, музыка - тревожная, волнительная, атональная. Музыка, которая звучит так, словно ты попал внутрь полотен супрематизма и услышал, как звучат, поют, плачут и молятся все эти яркие линии, треугольники и овалы. Понятия не имею, зачем треугольникам молиться. Но убеждена, что если бы они это делали, то непременно так, как звучит в опере музыка Матюшина.

[node:title]

Одна из особенностей оперы в том, что создавалась она весьма авантюристично, в довольно стесненных материальных условиях, поэтому не была оркестрована и певцы исполняли свои партии под аккомпанемент рояля. За свою столетнюю историю произведение ставилось несколько раз в России и за рубежом, однако каждый раз неизбежно приходилось заниматься оркестровкой и добавлениями музыки современников Матюшина, а то и вовсе досочинением несохранившихся фрагментов.
В том и уникальность проекта «Арсенала», что в нем было осуществлено аутентичное исполнение большей части сохранившихся фрагментов оперы исключительно с музыкой Матюшина, без каких-либо добавлений. Как и много лет назад, певцы исполнили свои партии под аккомпанемент рояля, дав слушателям возможность окунуться в атмосферу времен премьеры первой футуристической оперы.

[node:title]

- Вид, в котором партитура «Победы над Солнцем» дошла до нынешнего времени, создает впечатление эскизности. Однако оно обманчиво, - убеждена куратор проекта Ксения Ануфриева. – Отсутствие оркестровки не умаляет достоинств нотного текста Матюшина. Он, под стать тексту словесному, - дерзок, остроумен и направлен в будущее в гораздо большей степени, чем кажется.

Между прочим, оперу в «Арсенале» еще и записали - в музейном магазинчике можно купить диск, на обложке которого красуется эскиз одного из костюмов от самого Малевича. Сам костюм – восстановленный по эскизам – тоже можно увидеть в Волго-Вятском филиале ГЦСИ на выставке «Музей великих надежд». Там же можно услышать и отрывки из оперы.

Екатерина Бормотова
Фото: Елисей Козлов

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажми Ctrl+Enter

Обсуждения (0)

Добавить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1200x1200 пикселей.
Другие новости автора: Редакция

Последние новостиПерейти в раздел

Ближайшие событияПерейти в раздел

Обсуждение учения Гегеля о человеке
17.12.2017
Вопрос "Что такое человек?" всегда будоражил умы людей. Кто ты? Зачем...
На сцене театра драмы "Незнайка учится"
17.12.2017
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики...

Городские жалобыПерейти в раздел